Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
6 лет назад

[Жизнь в Испании] К нам приехали «хулиганы»

Статья автора @natalyk0216 для сообщества «Русское Зарубежье» @vp-zarubezhje.


Выбрались на днях всей семьёй в соседнюю Малагу. Тут оплот цивилизации и единственный зарубежный филиал Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

Он нас просвещает, пасёт и не даёт культурно угаснуть (исправно предоставляет в год три художественные выставки).

Если верить словам Чрезвычайного и Полномочного посла России в Испании Юрия Корчагина, прозвучавшим на одном из спичей при открытии экспозиции, наш музей по рейтингу обошёл и центр Помпиду, и музей Кармен Тиссен (филиал), и музей Пикассо, которые тут же, в Малаге. В глазах гордость! На сердце радость!

В 2015 году часть помещений (2300 квадратных метров) бывшей испанской табачной фабрики перекроили и приспособили под Русский музей. Теперь здесь вместо заготовки отравы пробуждают у народа чувство доброго и прекрасного. И всё это на испанские денежки!

На этот раз мы получили изысканный привет из России в виде сотни работ Каземира Малевича и Давида Бурлюка.

Не скажу, что художники-авангардисты - из числа моих самых любимых. Нет... Ну-у, точно, нет! Я бы с бóльшим удовольствием на полотна Карла Брюллова полюбовалась, или Архипа Куинджи, или Валентина Серова, например. Или ещё лучше - с мастерами фламандской живописи встретилась, где в каждой картине бездна вкуса, красок, таланта, еды, природы. И мысли из черепа не выпрыгивают, и мозг не в муку.

А с авангардистами и футуристами неподготовленному зрителю канитель - хоть плачь от собственного невежества, напрягайся, шарады разгадывай, исторические факты сопоставляй, мучайся вопросом, а что же хотел сказать этим художник? Что значит вся эта геометрия!? Не бред ли сумасшедшего? Может, напугать хотел публику до ужаса, может посмеяться над ней, а, может, расстроить вконец!?

Но мы люди пытливые, благодарные, не капризные, в живописи со студенческой скамьи подкованные - нам не страшно. Да и с искусством в наших испанских краях несколько дефицитно. Поэтому берём, что дают, не привередничаем! Малевич – значит, Малевич, Бурлюк - так Бурлюк...

Перед отъездом не поленилась. Провела мини-опрос среди наших среднестатистических соотечественников (чтоб вы до конца понимали, как в нашем кругу обстоит дело с изящным искусством и насколько люди к нему тянутся). Допросила человек десять по телефону: «Были на выставке Каземира Малевича в Малаге? «Квадрат» видели?»

Пятеро респондентов честно, как на исповеди, сознались: не были, не видели и вряд ли увидят. Желания нету. А вот новый японский ресторан «Doss», что по трассе А-7, посетили! Едва только в нём ленточку перерезали и первую бутылку шампанского разлили! Рекомендуют, но опыт подсказывает, что это очередной суши-бар в дорогой упаковке…

Трое с ответом про выставку задержались. Похоже, тоже наплевали на меня и на основателей русского авангарда. Подруга Наталья написала, что у неё у самóй сейчас в жизни полный абзац, чёрный квадрат и (пардон) ж_ _а вместе взятые. И ей в ближайшее время не до супрематизма. Ещё один респондент ответил, что более тяготеет к классике...

А у нас так-то всё хорошо: мы в плане живописи всеядные, в жизни почти нет тревог, и дочь-студентка на каникулы приехала. За окном весна боттичеллиевская, на термометре двадцать градусов, солнце жарит, небо прозрачное, мимоза в буйном цвету, сакура благоухает.

Хотя разбирающиеся в ботанике люди посмеялись, сказали: никакая это не сакура - миндаль расцвёл! Но, неважно. Главное - причин не поехать на встречу с прекрасным у нас не нашлось ни-ка-ких!

А тут, в Русском музее, и вправду оказалось замечательно: два просторных этажа отданы в его распоряжение. На входе - цитаты классиков русской литературы задают настроение.

Я бы на месте иностранцев слегка возмутилась, прочитав эту. Но нет - никто из посетителей не куксится, вся публика улыбчивая, чинная, благостная. Старички в жилетках. Дамы в причёсках. Как у дворянок. Волосок к волоску. Всем господам всё нравится. Да и чему же здесь не понравиться?! Никакой спешки, никакой парковочный агонии, что была пять минут назад. Только стой, смотри и наслаждайся.

И чистота здесь идеальная. И воздух озоновый, как в сосновом бору. И ремонт новый. И никаких телефонных разговоров «бу-бу-бу». И тихо так - аж кашлянуть совестно. А приятным бонусом - буфет с кофе и свежей выпечкой. Но рано, рано об этом. Оставим хруп-хруп на финал культурного мероприятия.

Мы ж за искусством приехали! Поэтому 15 евро в кассу и, почти не касаясь мраморного пола, летим туда, где шедевры. Что ещё классно - на 2300 квадратных метрах народу единицы!

Выставка последние дни работает. Все, кому надо, уже здесь побывали осенью, в январе, поохали, поахали, головами покачали, нафотографировались и живут теперь воспоминаниями.

В сладком предвкушении остались только мы трое, пара-тройка одиноких иностранных туристов и две пары пожилых испанцев, долго выясняющих у гардероба, как пользоваться аудиогидом. И переживающих, что без подсказок ни черта в русском авангардном искусстве они не разберутся...

Первый зал с работами Давида Бурлюка.
А Бурлюк и правда - фигура сложная. И не лишне в его биографии покопаться, чтоб ключик к картинам найти. Как отзывался один из его современников, он был большой и бурный, оправдывал свою украинскую фамилию на все двести процентов. С бешеной энергией врывался в жизнь. Широкий и жадный. Ему надо было всё «узнать, всё захватить, всё слопать».

Давид Бурлюк - живописец, график, писатель и поэт, популяризатор, пропагандист, культуртрегер, зачинщик революционных идей в искусстве. И это лишь краткий перечень всех его деяний! Список на самом деле гораздо обширнее.

Ещё он был до безумства стильный и эпатажный. Лишился в детстве по дурости в игре с братом левого глаза и ходивший по этой причине со стеклянным протезом. На правой стороне во всю щёку у него татушка была в виде лошадки скачущей. А в ухе расшитая бисером серьга!

А ещё он мог запросто продеть деревянную ложку в петельку, да так и рассекать по улицам гоголем. Словом, большим оригиналом художник был! Да и сегодня он мог произвести фурор в шоу-тусовке. Его инстаграм с твитером имели бы тысячи подписчиков и лайков.

А тогда публика работ его не понимала, бесновалась. Самогó художника обзывала «обозной сволочью» и «отщепенцем» (особенно в период его эмиграции, в 1920-ые годы он уехал cначала в Японию, потом в Америку).

А-а, ещё такую деталь хочу упомянуть (для вас, конечно, так себе, мелочь несущественная): в 1918 году Бурлюк приехал жить и работать в Уфу. А мне-то гордо от этого факта - я ж родом из дыры из этой сáмой! Из края чак-чака и курая, где художник творил и придумывал свою фантасмагорию. Ту, которую мы в настоящий момент в Испании разглядываем...

А ещё, по словам Маяковского, Бурлюк был прекрасный друг. Учитель. Именно он поэта сделал поэтом. Читал ему французов и немцев. Всовывал в руки книги и выдавал ежедневно 50 копеек, чтоб Маяковский мог писать не голодая...

Сам художник утверждал, что написал за всё время не меньше 16 000 картин. Начинал он в стиле реализма и импрессионизма, а закончил «отцом русского футуризма». Особенно быстро удавалось ему писать футуристические работы.

Вот, например, брался он за так называемый «Портрет моего дяди»: рисовал три глаза, вклеивал в них по куску газеты, пририсовывал два носа, потом ещё пару деталей - и уже через час-другой «дядька» был готов. После выставки свой «шедевр» Бурлюк продавал без сожаления. В следующем городе писал другой подобный портрет и так же, не мешкая, расставался с ним. На эти деньги и жил...

А вообще, как только художника-авангардиста не называли критики! И «русским поэтом», и «американским художником», и даже «украинским батькой японского футуризма».

Для меня он всё же, пожалуй, больше – хулиган, выдумщик! Первооткрыватель с вечно молодой душой и желанием отчебучить чего-нибудь эдакое, несусветное. Чтоб у публики челюсть отвисла и глаз задёргался.

Нам привезли работы Бурлюка на выставку самые разные, охватывающие почти весь период его творчества. И нежные, насыщенные, импрессионистские, и неожиданные, резкие, будто рубленые в стиле «Дяди» - нарисую и продам.

А вот, кстати, известный портрет поэта - футуриста Василия Каменского. Картина очень энергетически активная. Настолько активная, что рядом с ней остальное всё меркнет. Прямо на полотне Бурлюк написал: «Нарисовано с натуры». А у натуры над головой нимб светится... Непорядок какой!

Словом, отрывался человек, как мог в живописи. Советским коммунистам и простым людям такое творчество было не понять. Имя художника предали забвению и даже повычёркивали его из учебников по литературе. (А он упоминался в связи с Маяковским).

В эмиграции художник горько ностальгировал, много рисовал и рвался на Родину. Мечтал здесь печататься и выставляться. Но жить так, как хотелось, не получилось. Давид Бурлюк скончался в Америке в 1967 году. А прах его, согласно завещанию, развеяли над водами Атлантики...

Грустная что-то получилась концовка. Извините. Но, «се ля ви», ничего не поделаешь. В другой зал теперь пойдём, на Малевича и его квадраты смотреть. Там много ещё всего интересного...

Продолжение следует.

Фотографии из личного архива автора.



5BEBF522-2971-4202-9576-D630AEFA995B.png


Из Испании, ваша @natalyk0216


3
322.349 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (20)
Сортировать по:
Сначала старые