«Sпарта»: мнение без спойлеров

На одном известном новостном сайте, чья редакция называет себя большой сторонницей журналистики фактов, а не мнений, две-три недели назад появилась статья о новом российском сериале «Sпарта», который многозначительно и кокетливо был описан словами «отечественный киберпанк» и «это, конечно, не русская “Матрица”, но…». Но что? Если честно, любопытство взыграло сразу, так что сериал был отсмотрен целиком, а закончив с ним, я даже захотел перечитать ту самую статью, чтоб надергать из нее цитат для этого обзора, но она оказалась удалена. Возможно, по ошибке. Возможно, потому что оказалась написана человеком, не имеющем о сериале ни малейшего представления. Так или иначе, но «Sпарта» действительно не является русской «Матрицей» – это сравнение вообще не уместно, потому что сериал не имеет с культовым фильмом ничего общего, как и с киберпанком, собственно говоря. Но самое удивительное то, что он оказался вполне нестыдным детективом, пусть и с огромным количеством шероховатостей.

В одной из лучших московских школ случается страшное ЧП: Анастасия Истомина, куратор выпускного класса, сводит счеты с жизнью, выбросившись из окна. На место инцидента прибывает местный участковый Игорь Крюков, но лишь для того, чтобы утрясти все необходимые нюансы, ведь сомнений в характере произошедшего ни у кого нет. Начав формальное расследование, с удивлением для себя Крюков обнаруживает, что дело не столь однозначно, как ему казалось. С учениками из класса Истоминой, например, явно что-то не так: все они поклонники компьютерной игры «Sпарта» и ведут себя иначе, чем другие подростки, а их состояние сложно списать даже на стресс от самоубийства классной руководительницы. Да и не видно этого стресса, если уж на то пошло, зато невооруженным глазом заметно, что все ученики без исключения чего-то не договаривают. Крюков, несмотря на протесты руководства, решает заняться расследованием всерьез, преследуя в том числе и личные интересы, и чем глубже он в него погружается, тем страшнее вырисовывается общая картина произошедшего.

Начну, пожалуй, с самого отвратительного, что есть в «Sпарте» – незнания его авторами одного из аспектов, на котором строится большинство художественных допущений сериала. И речь о компьютерных играх. Совершенно не разбираясь в вопросе, его создатели продвигают идею, что ни один подросток не захочет отыгрывать роль взрослого в игре, если в ней не будет позволено убивать, насиловать, грабить и т.д. и т.п. И хотя все это объясняется на примере одной лишь «Sпарты», утверждения подаются в исключительно категоричном тоне, не предполагающем иного толкования, кроме того, что все видеоигры – совершенное и абсолютное зло. Я не буду утверждать, что это пропаганда или что-то в этом духе, но звучит это утверждение настолько нелепо, что вызывает неприязнь ко всему сериалу целиком, т.е. откровенно подкладывая ему свинью. Самое смешное, что сама «Sпарта», которая авторами сериала позиционируется как новейшая и прорывная игра, выглядит невероятно убого и бессмысленно, и я гарантирую, что никто бы в нее не играл будь там хоть в 10 раз больше насилия и дичи.

А самое обидное, что если абстрагироваться от идиотского представления авторов сериала о видеоигровой индустрии, то сама история «Sпарты» оказывается вполне годным психологическим триллером. Здесь очень много персонажей, каждый из которых получает достаточно много внимания за восемь часовых серий, и сценарист добросовестно раскрывает каждого из них. К тому же героями сериала движут не только личные мотивы, чьи сюжетные линии порой интереснее основной, но и общие, превращая группку 11-классников в эдакого сборного главного героя, преследующего свои собственные цели. А противостоит ему единственный хороший следователь Москвы, страдающий от жуткого чувства вины и кучи проблем со здоровьем как физиологического, так и психологического характера, упорно стремящийся добраться до истины, хотя против него встают и люди, и обстоятельства.

Да, Игоря Крюкова можно назвать шаблонным героем, ведь таких служителей закона – мертвых внутри и близких к этому снаружи – мы неоднократно видели в тех же западных фильмах и сериалах, так что здесь «Sпарта» ничего нового не предлагает. Но шаблон тоже нужно уметь подать так, чтобы он вписался в общую идею, и с этим у сериала все в порядке. Как в порядке, кстати, и с темпом повествования. Ну, почти в порядке. «Sпарта» хронологически разделена на три временные линии, одна из которых проходит в условные «наши дни», т.е. год 2016 или около того, когда снимался сериал; вторая расположилась в 2020-м, а третья скачет по событиям, предшествовавшим смерти Насти Истоминой. И хотя по большей части хронология подается очень выверено, иногда все же случаются моменты, когда «Sпарта» без всяких объяснений начинает прыгать по всем линиям слишком часто, запутывая зрителя слишком сильно.

Возможно, таким образом авторы маскировали подводки под твисты, щедро рассыпанные по всему сериалу, но нужды в этом никакой не было. Те неожиданные повороты, которые зрители могли бы прочитать задолго до их наступления, легко читаются даже сквозь маскировку, а более интересные и серьезные такими и остаются, потому что аудитория просто не обладает всей информацией, чтобы делать какие-то выводы. Впрочем, не существует фильма или сериала, в котором какая-то часть твистов не читалась бы, так что у «Sпарты» с ними все в полном порядке, а если добавить к этому общее настроение и его атмосферу, то вердикт мог бы получиться очень даже положительным. Но тут снова возникает парочка вездесущих «но».

Во-первых, хоть авторы «Sпарты» и пытались местами поднять тему зверства школьников, прикрывающихся фразой «мыжедети», но делалось это через призму порочности видеоигр, и это полная чушь. Во-вторых, антагонист хоть и оказался очень харизматичным, изворотливым и умным, но его возможности по манипулированию показаны ну слишком уж абсолютными, из-за чего порой возникает впечатление, что манипулирует он умственно отсталыми, склонными к внушению людьми. Да и его поразительная осведомленность о всех и вся тоже вызывает большие вопросы, и простыми деньгами, взятками и т.д. это не объяснить. Очевидно, это очередное художественное допущение, и очередное из тех, что бросаются в глаза слишком явно, существенно портя впечатление от просмотра.

Ну и с актерами не все ладно, да. Так как персонажей в «Sпарте» много, я не стану перечислять всех, а назову только тех, чья игра мне понравилась. Итак, Артем Ткаченко (Игорь Крюков) и Александр Петров (Миша Барковский, лидер выпускного класса) отыграли очень хорошо, и к ним у меня нет вообще никаких претензий. Петров местами вообще выдавал потрясающие эмоции, и его холодный, презрительный взгляд – это нечто. Из девушек отлично сыграла Алиса Лозовская, легко справлявшаяся с самыми сложными сценами, и особенно ей удавались слезы, истерики и прочие расстроенные чувства – выглядело очень убедительно. Маша Калецкая тоже была хороша, но, к сожалению, на общем фоне ее персонаж оставался все как-то в тени, завершив свою личную сюжетную линию задолго до финала. Все остальные актеры колеблются от «никуда не годно» до «более-менее», порой радуя хорошей игрой, а порой заставляя хвататься за голову.

В общем и целом, «Sпарта» – неплохой психологический триллер с интересным сюжетом и качественной детективной составляющей, но слишком уж полагающийся на массу художественных допущений, часть из которых могла родиться только в горячечном бреду. С другой стороны, этот сериал на порядок лучше большей части того, что предлагает отечественное телевидение, так что… Впрочем, советовать не буду, выводы делайте сами.

60/100

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: Продюсерская компания «Среда».

сериалымнениеспартаpskchaos-legion
25%
5
195
159.453 GOLOS
0
В избранное
Киношка!
Кино, книги, сериалы и комиксы
195
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые