Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
rosy440
6 лет назад

[Стамбул]: Искусство от сельджуков к оттоманам

Всем добра!

В современном научном мире много исследований уделяют истокам турецкой культуры и искусства. Сами турки до недавнего времени очень мало исследовали этот вопрос. Работы европейских научных работников их и вовсе не интересовали. С чего же начинается мусульманское искусство, где его начало? 

У нас с вами есть уникальная возможность прикоснуться к искусству Великих Сельджуков и не только. Для этого мы посмотрим экспонаты, которые выставлены в музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле. Проследим развитие культуры турецкого народа начиная с XI века и до Османской империи

Подвеска для масленой лампы. Великий Сельджукский период, XI век

Актуальным является вопрос, как повлияла Великая эпоха Сельджуков на развитие культуры и искусства турецкого народа. Ранние этапы развития искусства турецкого народа учёные университета Кембриджа рассматривают через призму истории Византии (XI-XIV веков). Потом переходя к Анатолии под властью монголов, после чего говорят об Османской империи. Об эпохе сельджуков некоторые исследователи вспоминают только вскользь, начиная описывать развитие турецкого народа только с XIV века. Другие учёные подробно описывают политические составляющие этого периода, не касаясь культуры и искусства.

До сих пор учёные историки спорят о том, было ли в действительности искусство присущее только сельджукам или они просто выступили катализатором всего того, что уже было собрано до них. В любом случае Великие Сельджуки ускорили эволюцию развития мусульманской культуры

Кувшин XII век.  Великий Сельджукский период. Керамика произведена в городе Ракка в Сирии

Необыкновенная форма кувшина, в которой использованы керамические фритты.

Фритта - это некий стеклообразный порошок. Его используют для получения глазурей, которыми покрывают, например, керамическое изделие

Как видим на примере найденной старинной вазы, сельджуки интенсивно использовали технику фритт. В то время это была даже не технология, а искусство для создания красивых изделий. Фритт придаёт изделию водоустойчивость и, как видим, долгий срок службы

Все изделия принадлежат в Великой эпохе Сельджуков, XI век

 В исламском мире керамическое искусство было ареной инноваций и изобретений во многих областях, таких как форма и дизайн, подготовка глины, глазури и украшения. Работы в этой области являются продуктом большого творчества и экспериментов. 

В центре на фотографии керамическая ваза с головой животного. Есть изогнутая ручка и на шее расположен браслет. Фриттовая глазурь была бирюзовой, но на поверхности её осталось достаточно мало

Горелка для благовоний в виде птицы (у нас это называется кадильник). Период Сельджуков, 12 век

Кадило сделано из латуни в виде голубя с цепочкой. Клюв голубя сделан как у хищной птицы. Всё тело голубя украшено очень мелким пунктирным орнаментом. Внизу в передней части есть отверстие для выхода благовоний

Сельджукский период, XII век

Экспонаты периода Анатолийских сельджуков, XIII век

  1. Женский бюст. 

 Бюст женщины из мрамора. Глаза фигуры большие и миндалевидные по сравнению с лицом. Рот, нос и уши были даны пропорционально лицу. Лицо немного приплюснуто. Остальная часть шеи грубо вырезана и сформирована как блок. Отсюда следует понимать, что работа была сделана для размещения в архитектурной группе

2.   Барельеф дракона

Барельеф дракона - это часть орнамента, принадлежащего структуре часовни или павильона. Дракон - одна из главных мифолого-символических фигур турецкого искусства

3.   Грифон - настенный барельеф - часть архитектурной группы

Сельджукский период, XII век

Резьба по дереву. Анатолийские сельджуки, XIII-XIV века

Изделия XII век, Иран

Изделия XII-XIII века, Иран

Подсвечник. Мамлюкский период, XV век

Оконные ставни начало XIV века. Период тюркской династии  Караманидов (1250-1487 гг.)

Именно эта династия по легенде впервые вводит турецкий язык как основной в государстве (1277 год)

Привезены ставни из мавзолея Коньи. Резьба по дереву отличается от стиля сельджуков. Однако глубина мастерства ещё больше усиливает эффект светотени. В отличие от растительного убранства периода анатолийских сельджуков, рисунки мастеров Караманидов более реалистичны

Астролябия Мамлюкского периода (1282 г.)

Очень мне нравится название астрономического прибора - астролябия. Придумали его ещё древние греки. В приборе заложен принцип стереографической проекции. Такими вопросами в древней Греции занимался Гиппарх (190 лет до н.э.). В более ранние годы Аристарх Самосский (310 лет до н.э.) описал метод определения расстояния к Луне и Солнцу, а также их размеры

Нашли эту астролябию во дворце Топкапы. На астролябии есть надпись, что она сделана в Египте в 681 году. Прибор сконструировал бедный художник  Хашан бен Омер

Изделия из стекла - масляные подсвечники. Период правления Мамлюков (1250-1517) 

На фотографии слева красивая масляная лампа. Стекло используется в исламском искусстве как прибор для освещения. Эта лампа относится к 14 веку. Она имеет выпуклую форму и длинную шею, которая простирается вверх. Есть шесть ручек, чтобы прикрепить цепь. Масляная лампа окрашена в синюю и красную краску на прозрачном стекле. Украшениями служат геометрические и растительные композиции. Краски на стекло нанесены с помощью технологии  эмалирования определённым образом, что стекло становится устойчивым к температуре горения масляной свечи

Изделия эпохи Тимуридов

Очень тонкое и красивое оформление чайника и кувшина. Специально фотографию вставила, где ближе видны изделия

Бадия. Период Мамлюков ( Между 1470 - 1490 годами)

Изготовленный из латуни с эпохи Мамлюков, бадия представляет собой широкоформатное тело в форме камней с кованой техникой. Украшена инкрустацией золота и серебряной фольгой. Оправа камня граничит с лотосом, цветами и листьями. Этот вид орнамента также наблюдается в книжных украшениях периода Мамлюков. В основании расположены закругленные медальоны и прямоугольные патроны, которые разрезаны вязальными мотивами в виде треугольников

В искусстве Мамлюков видно, что тот же орнамент используется в резьбе по дереву, искусстве работы с кожей и в каменных работах. Обработка композиций камня и размещение серебряной и золотой фольги путем резьбы по поверхности отражают стиль школы Мосула

Известно, что некоторые из мастеров Мосула, которые скрылись от монгольского вторжения, мигрировали в другие регионы. Работали у Артукидов, в Сирии, в Египте, а затем у Мамлюков 

Изделие нашли в дворцовом музее Топкапы

Кешкюль, начало XVII века. Период Сефевидов

Кешкюдь - это своеобразное блюдо, которое использовали дервиши для сбора милостыни. Собранные блага доставлялись потом в монастырь. Очень меня удивило убранство кешкюль для милостыни...

Кешкюль относится к периоду Сефевидов 17-го века. Изделие нашли во дворце Топкапы. Кешкюль сделан из латуни с использованием метода литья. Украшен техникой скребков и тиснения. Он имеет две ручки с тонким основанием и лодочный корпус. По бокам драконы, чьи глаза заполнены бирюзовыми камнями. Очень мне понравилось изделие, не могла отвести глаз... 

Сверху чаши написаны слова из Корана. Ниже слова на персидском языке

 Священный Коран, период  Сефевидов ( 1591-1592 годы)

Размеры, объем и порядок страниц, отражают характеристики каллиграфии Сефевидского периода Ибн Касим Дааб аль-Аухехаб аль-Шираза. 

Очень необычное оформление форзаца Корана и обложки, которые никогда не встречались в исламском книжном искусстве

Красиво оформленные зеркала. XIX век, династия Каджары

Экспонаты периода XVIII века, династия Каджары

Футляры для карандашей

Очень красивое оформление коробочек! Оформление такого стиля в период Каджаров называлось дворцовым. Скорее всего это влияние европейского искусства XVIII века на мастеров из Ирана

Игральные карточки, XVIII век, династия Каджары

Это игровой набор, состоящий из четырех деревянных карт. Это лакированное дерево с резными рисунками внизу. Причём резные рисунки совершенно разные

Игра носит разные названия в разных государствах. Это может быть и Печич, Пархези, Парчизи. Скорее всего это прототип древней игры  Паттоли... 

********************************************************

Мой рассказ подошёл к концу. Мы с вами немного узнали об эволюции культуры и искусства турецкого народа с XI века до Османского периода. Экспонаты Османской империи рассмотрим в другом посте

Благодарю за внимание!

 Авторские фото iPhone 6s+

 С уважением, @rosy440   


6
67.835 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые