Что такое дольник? И почему Вы неправильно считаете ритм в некоторых стихах.

Я обещал рассказать поэтам Голоса и всем, кто интересуется теорией и практикой русского стихосложения, что же такое дольник. Так как Юлия Мигита в своей рецензии уже озвучивала наличие этого размера у авторов, и чтобы Вы смогли понять о чем мы разговариваем, а порой и спорим), в этом посте я снова дам некоторые вводные из теории стихосложения.

Стяжение в русском стихе означает отсутствие одного из безударных слогов в стопе. Поэты использовали стяжения как в двухсложных, так и в трехсложных размерах, начиная с 18 века. Использование стяжений в трехсложных размерах придает стиху яркое своеобразие. Поэты 20 века использовали особый размер, в котором стяжения используются без какой-либо закономерности. Например:

Смуглый отрок бродил по аллеям,...
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

Анна Ахматова.

Здесь первый, второй и седьмой стихи – обыкновенный трехстопный анапест, но в остальных пяти стихах есть стяжения – или между первым и вторым или между вторым и третим ударениями – ни о каких стопах, даже в условном значении этого слова здесь не может быть и речи.

Характерные черты стихотворения:

  1. Между ударных слогов находится переменное количество слабых – то один, то два без определенного порядка.
  2. Ощущается ритм анапеста, это объясняется тем, что из 16 промежутков между сильными слогами – 11 двухсложных и только 5 односложных.

Этот и другие стихи, написанные подобными размерами принято называть дольниками. Приведенное выше стихотворение Ахматовой имеет 3 сильных места, поэтому можно назвать его трехдольником.

Схемы из черточек и дужек, удобные для обозначения и анализа урегулированных силлабо-тонических стихов, неудобны для дольников с переменными интервалами между сильными слогами. Современные исследователи дольников А.Н. Колмогоров и М.Л. Гаспаров предложили обозначать сильные слоги горизонтальной чертой, а переменные слабые – цифрами.

Таким образом, схема приведенного выше стихотворения выглядит так:

(2) – 2 – 2 – (1)
(2) – 2 – 2 – (0)
(2) – 2 – 1 – (1)
(2) – 1 – 2 – (0)
(2) – 1 – 2 – (1)
(2) – 1 – 2 – (0)
(2) – 2 – 2 – (1)
(2) – 2 – 1 – (0)

Формы дольников очень разнообразны, и могут сильно отличаться друг от друга по ритмическому звучанию. Рассмотрим для сравнения отрывок из стихотворения Михаила Светлова "Рабфаковке"

Барабана тугой удар
Будит утренние туманы,-
Это скачет Жанна д'Арк
К осажденному Орлеану.
Двух бокалов влюбленный звон
Тушит музыка менуэта,-
Это празднует Трианон
День Марии-Антуанетты.
В двадцать пять небольших свечей
Электрическая лампадка,-
Ты склонилась, сестры родней,
Над исписанною тетрадкой...

Гаспаров насчитывает пять основных ритмических форм дольников:

  1. Смуглый отрок бродил по аллеям   – 2 – 2 –
  2. Еле слышный шелест шагов              – 1 – 2 –
  3. И растрепанный том Парни              – 2 – 1 –
  4. Это скачет Жанна Д'арк                      – 1 – 1 –
  5. К осажденному Орлеану                     – 4 –

Первая форма – классический анапест, вторая и третья формы характерны для трехдольника – в одном из интервалов между сильными слогами есть стяжение. Четвертая форма в изолированном виде воспринималась бы как хорей или ямб в зависимости от анакрузы. Четвертый стих в отдельности – четырехстопный хорей. Но среди других дольников мы воспринимаем его как дольник с двумя стяжениями и двухсложной анакрузой.

Пятая форма встречается только в дольниках. Из трех ударений остаются только два крайних, средний ударный слог выпадает, два двухсложных промежутка сливаются в один четырехсложный.

Дольники рассмотренных типов можно назвать урегулированными, однако еще в первой трети 20 века поэты активно использовали более свободные дольники, особенно часто это проявлялось в творчестве Александра Блока и Владимира Маяковского. В этих дольниках междуударные интервалы колеблются от 0 до 3. Для примера стихотворение Блока "Пузыри Земли":

Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.
Низко ходят туманные полосы,
Пронизали тень камыша.
На зеленые длинные волосы
Упадают листы, шурша.
И опушками отдаленными
Месяц ходит с легким хрустом и глядит,
Но запутана узлами зелеными,
Не дышит она и не спит.
Бездыханный покой очарован.
Несказанная боль улеглась.
И над миром, холодом скован,
Пролился звонко-синий час.

Тот, кто первым правильно в комментариях к данному посту напишет ритм на основе приведенной выше схемы, получит 100 GBG после выплат за этот пост.

С уважением, @hultqvist.

Другие мои статьи по теории стиха на Голосе:

Русский Классический Стих и пропуски метрических ударений.

Какие бывают рифмы в русском стихосложении.

стихипоэзияритмдольникvox-populi
25%
36
104
391.143 GOLOS
0
В избранное
Хочешь заработать, оставшись собой? Присылай рецензии — становись Совой!
104
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (21)
Сортировать по:
Сначала старые