Божественная босоножка - Айседора Дункан
Не гляди на запястья
И с плечей её льющийся шёлк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл...
( Сергей Есенин )
"Ах, как хороша эта Дункан! Как чудно хороша! Весна не так хороша, как она..."
(Эрцгерцог Фердинанд)
"Да и разве можно научить танцам?"
(Айседора Дункан)
***
Здесь музыка исходит из души,
В ней живописность перевоплощения,
За образами - жесты выражения,
Здесь всплеск волны и моря ощущение...
Как будто слышен чУдной флейты звук…
Импровизация на грани озарения,
И недосказанность до го-ло-во-кружения,
Какое-то особое волнение...
Спускаются по струнам кисти рук...
Здесь музыка исходит из души…
Гармония телесной чистоты -
Как вызов красок, трепета, волнения,
К природному истоку приближение,
Естественного тела воплощение...
Как музыка, как свет… и благодать. . .
Лишь заревого счастья предвкушение,
Свободы чувств, эмоций отражение,
И ног босЫх стремительность движения. . .
В нём всё, что можно спеть и написать…
Гармония телесной чистоты…
Здесь роскошь обвенчалась с нищетой,
Хитон струится пенным изобилием,
Естественность в прекрасных мягких линиях,
И чувства обнажённые в бессилии
Божественной мелодией звучат…
В греховных позах расцветают лилии,
Любовное святое благочиние,
Спасти полёт - последнее усилие…
Но гаснет свет… и замирает взгляд -
Здесь роскошь обвенчалась с нищетой…
Такому танцу научить нельзя. . .
В нём неземная страсть и пробуждение,
Страдание, природное движение,
Гипноз лугов, рассветных грёз внушение,
Духовный акт – изгиб, прыжок, наклон…
И снова всплеск...и снова извержение...
И лёгкий тайный трепет искушения,
Волнение души и воз-но-шение. . .
Вздыхает зал, чуть сдерживая стон -
Такому танцу научить нельзя. . .
Те, кто видел танцующую Айседору хоть раз, не забывали ее никогда. Ниспровергательница основ классического танца, она не сомневалась, что истинный танец должен рождаться "из духовной потребности выразить внутренние переживания человека". Танец и жизнь были для нее синонимами. Отказавшись от классического танцевального образования, она всегда восклицала: "Да и разве можно научить танцам?". Танец был первой и главной страстью ее жизни: Любовь - вторая, достойная соперница танца по силе страсти. Дункан создала свой стиль, свободный от стереотипов и школ. Ее танец выражал "волнения души" (Роден). Для нее была важна красота, простая и сложная, как сама природа. Программа Дункан включала технику перевоплощения в образ, умение сделать музыку символом для движений души, а выразительным жестам придать живописность. Движения не подчинялись никаким правилам. "Как чувствую, так и танцую". Танец не нуждался ни в драматургическом сюжете, ни в костюмах, ни в декорациях. Только музыка, свет, хитон и исполнитель.
"Вот почему, когда я танцую босая по земле, я принимаю греческие позы, так как греческие позы как раз то и являются естественными положениями на нашей планете"
Сергей Соловьев писал:"Она - о несказанном. В ее улыбке была заря. В движениях тела - аромат зеленого луга. Складки с туники, точно журча, бились пенными струями, когда она отдавалась пляске вольной и чистой"...