Спектакль Римаса Туминаса "Дядя Ваня" - новый страшный Чехов

Что-то я забросила в своем блоге писать рецензии на фильмы и сериалы, все силы ушли на посты для  @vp-mir-kino. Но ведь я не только кино люблю, еще и театр! А театральных рецензий на Голосе почему-то практически нет. Возможно, они просто тут не оцениваются достойно. Но мне с моими скромными выплатами терять нечего. Так что вот вам отзыв на удивительный спектакль – «Дядя Ваня» в театре Вахтангова от моего любимого Римаса Туминаса.   

+++

Вообще, очень велик соблазн написать просто «ЫЫЫЫЫЫЫ!» Потому что передать словами все великолепие этого шедевра я не в силах. При том¸ что видела уже несметное число этих самых «Дядь Вань» - и хороших, и откровенно дерьмовых, и даже отличных.   

Но постановка Туминаса, которую я видела несколько лет назад, легла на душу как бильярдный шар в лунку. И до сих пор впечатления не стерлись. Предупрежу сразу: ценителям консервативной классики спектакль придется не по вкусу. Дело в том, что режиссер совершенно по-новому прочел Чехова, просто перевернул известного всем «Дядю Ваню». Но при всем при этом сделал спектакль абсолютно в чеховском духе.   

Правда, мы такого страшного Чехова видеть не привыкли. Спектакль получился очень символистский, даже завораживающий, гипнотический. Пронзительный и ироничный. С одной стороны – полнейший гротеск, с другой – абсолютное сострадание всем персонажам. Ну, разве что Серебряков получился недобрым шаржем на никчемного глупца и эксгибициониста.   

За давностью просмотра описать связно впечатления очень сложно. Но скажу точно – я испытала потрясение, по-другому не скажешь. Попытаюсь все же что-то обрывочно обозначить.   

Один из сильнейших моментов – нереальная музыка Латенса. Она идет не фоном, как это обычно бывает, она сама персонаж, играет наравне с другими. Декорация – словно в раме, будто ожившее черно-белое фото. Спектакль вообще довольно кинематографичен, он похож на старый немой фильм.   

На протяжении всего действия над происходящим и над героями висит зловещая крупная луна. В результате возникает ощущение некоей беспощадной реальности, пожирающей неминуемо и неумолимо всех этих несчастных людей. Они мучаются и любят, пытаются бороться, но, меняя одну за другой разные маски, все больше походят на марионеток – нелепых и жалких, принимающих странные позы. 

В спектакле будто бы нет проходных сцен, второстепенных ролей, героев второго плана. Все актеры играют на самом высшем уровне. Причем даже те, от кого этого не ожидаешь. Думаю, это заслуга Туминаса – он смог из каждого вытащить что-то нереальное. Маковецкий, которому досталась роль дяди Вани, просто гениален. Хотя я на самом деле этого актера не люблю. Но здесь он очень многогранен – и наивный, чистый ребенок, и ничтожный, пустой человек. Гладит Елену Андреевну по ноге, а ей противно, просто физически противно. И совершенно понятно, отчего. Ясно, что он никогда бы не стал никаким Шопенгауэром, как мнит, и все же жаль его, этого постаревшего мальчика.   

Сама же Елена Андреевна – вот вроде бы и холодная, и пустая, но одновременно и живая, как, впрочем, почти все персонажи (кроме, я повторюсь, ее мужа, Серебрякова). И, опять же, так жалко ее - дала себя поломать... Истеричная и нелепая Соня – при этом очень чистая, хотя и резкая. Когда она в буквальном смысле кричит свой знаменитый монолог – тот, что про «небо в алмазах» – становится страшно. А потом она окаменевшему и застывшему дяде Ване делает руками на лице улыбку, открывает глаза. И будто бы посмертная маска в итоге получается.    

+++

И уходят все они в холодную, темную пустоту. Посмотрите, у кого будет возможность, спектакль еще идет на сцене вахтанговского. Он и в записях есть, хотя это, разумеется, не совсем то. Но все же стоит посмотреть. Он не про тех, про кого писал гениальный Антон Павлович, не про его современников, а про всех нас. Про нашу несчастную страну, где осталось лишь «терпеть и трудится». Ничего не поменялось с тех чеховских времен: кругом пьют, страдают, губят леса, да и вообще все живое. Спектакль - про самые-самые больные вопросы бытия. Про жизнь нашу, которая пропала безвозвратно, и сначала не переиграешь. Про то, что, увы, Россия гибнет. И все решают мертвецы. Но и те, кто пока жив, тоже станут мертвецами, ибо приговорены…    

театртворчестворецензияискусствоpsk
25%
0
86
218.208 GOLOS
0
В избранное
lenutsa
На Golos с 2017 M05
86
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (19)
Сортировать по:
Сначала старые