Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
konstantin
7 лет назад

Использование технологии виртуальной реальности в психотерапии

Привет. Хотя идея виртуальной реальности (VR) была описана в рассказе Стэнли Г. Вейнбаума «Очки Пигмалиона» еще в 1930-х годах, исследователи в течение следующих десятилетий искали реальные возможности её применения. 

В отличие от дополненной реальности (AR), которая обеспечивает видение реального мира, но с искусственными дополнениями, виртуальная реальность полностью заменяет реальный мир на имитируемый. Виртуальная реальность создает среду, которая может имитировать различные места реального или воображаемого мира. Компьютерные экраны и 3D-изображения используются для отображения виртуальной среды, в то время как динамики или наушники добавить реальный звук. Более продвинутые среды виртуальной реальности включают тактическую обратную связь—вибрации или движения— и устройства ввода, такие как клавиатура и мышь или специальные перчатки. В конечном счете, целью виртуальной реальности является погружение пользователей в виртуальный мир, но который дает реалистичный опыт. Некоторые системы VR могут воздействовать на все пять чувств.

Одной из особенно интересных областей, в которых используется виртуальная реальность, является психотерапия. Технология VR используется для лечения людей с тревожными расстройствами и фобиями. 

В Оксфорде исследователи сегодня тестируют технологию виртуальной реальности (VR) для всех видов болезненных состояний, от фобий и управления болью до посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Дэниел Фримен, профессор клинической психологии Оксфордского университета и один из пионеров в этой области работает с VR в течение 16 лет. То, что он ценит в этой терапии, - ее простота. 

«Существует очень мало случаев, при которых VR не может помочь, - говорит он, - потому что в конце концов, каждая проблема психического здоровья связана с проблемой в реальном мире, и VR может создать эту тревожную ситуацию для вас. Это дает вам возможность учить людей другим способами реагирования. Люди, которых я вижу, обеспокоены или подавлены разными обстоятельствами. С VR вы можете заставить людей попробовать вещи, которые они не делали годами, например, войти в стеклянный лифт торгового центра, после чего они понимают, что могут легко это сделать и в реальном мире».

Акрофобия или страх перед высотами - это только начальная стадия использования VR в качестве терапии. Уже разработаны программы VR, которые помогают людям с паранойей - например, помещая их в виртуальных библиотеках, лифтах или в поездах с незнакомыми людьми, которые наблюдают за ними, в случаях с параноидальными состояниями. 

Результаты были замечательными. Всего за 30 минут пребывания в VR наблюдалось значительное сокращение паранойи. Сразу после этого более половины пациентов избавлялись от этой проблемы. Важно отметить, что положительные влияния терапии продолжается и в условиях реального мира. Исследование еще не окончено, оно было небольшим и краткосрочным, но его результаты действительно демонстрируют большой потенциал. Первоначально программа будет использоваться в службах психического здоровья с присутствующим сотрудником, но, в конечном итоге, технология может быть доступна и в коммерческих целях.

Барбара Ротбаум - профессор психиатрии, клинический и основательница терапии воздействия с использованием виртуальной реальности, говорит, что они опубликовали самое первое исследование с использованием VR для лечения психического расстройства еще в 1995 году, это касалось лечения акрофобии, и результаты были поразительными. Семь из десяти человек, которые помещались в виртуальную реальность, сообщили о том, что после этого они могли находится на высоких этажах в реальном мире.

Затем была разработана программа VR, для помощи людям с боязнью полетов. Это было еще более эффективно, потому что традиционная терапия требовала оплаты реального перелета для пациента и врача. Теперь доктор может сделать все это на 45- 50-минутном сеансе терапии, с полным контролем. Поэтому, если врач знает, что пациент не готов к турбулентности, то турбулентности не будет. 

Затем исследователи занялись новаторской работой с ветеранами войн, страдающими от ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство). До внедрения новой технологии таким пациентам приходилось представлять воображаемые ситуации просто закрыв глаза. Теперь врачи могут воссоздать необходимые ситуации них в контролируемой виртуальной среде. 

Несмотря на эти исследования, показывающие эффективность технологии, революция в терапии VR не произошла в девяностые и нулевые годы. Мир VR совершил прорыв в 2013 году, когда была выпущена гарнитура Oculus Rift по цене в несколько сотен долларов.

Ученые говорят, что реакция человека все еще удивляет их:  

«Существует некоторый уровень мозга, который не различает реальность и виртуальную реальность. Типичный пример: вы видите пропасть, и вы отходите назад, а ваше сердце начинает биться. Вы реагируете очень быстро. Вся ваша автономная система начинает функционировать, вы получаете очень сильный уровень возбуждения, и хотя вы знаете, что это не реальная ситуация, это не имеет значения, поскольку вам по-прежнему трудно сделать шаг к пропасти».

В некотором смысле, виртуальная реальность превосходит реальность, потому что она позволяет нам экспериментировать, делая то, что мы не смогли бы сделать физически, в реальной жизни.

Сегодня появляется много информации о том, что при помощи VR можно вылечить депрессию. Может быть это преувеличение? В прошлом году ученые опубликовали исследование, по результатам которого у группы пациентов посредством воздействия VR был снижен уровень депрессии. Одним из факторов появления депрессии является то, что мы чрезмерно самокритичны и не можем проявлять сострадание по отношению к себе. Итак, в VR вы видите плачущего ребенка. Перед этим, терапевт дал вам поведенческую модель, при помощи которой вы должны проявить сострадание к людям. Вы говорите эти вещи ребенку, который начинает смотреть на вас и перестает плакать. Затем, в следующем фазе, вы являетесь этим ребенком и видите и слышите подобное сострадательное отношение уже по отношению к себе. Когда такая манипуляция происходила несколько раз в группе умеренно подавленных людей, уровень депрессии уменьшался.

Поскольку возможности для VR продолжают расширяться, технология, скорее всего, будет использоваться и в других видах терапии, в частности арт-терапии. Традиционно арт-терапия - это использование творческих средств, таких как живопись и скульптура и др., для лечения людей с физическими и психическими расстройствами. Используя виртуальную реальность, арт-терапия имеет потенциал для экспоненциального роста с появлением новых технологий. Разработчики из Университета Пенсильвании уже внедрили технологию VR в арт-терапию при помощи специального приложения под названием Cardboard Artboard, которое позволяет пользователям с квадриплегическим параличом, нейродегенеративными заболеваниями и ампутациями создавать произведения искусства при помощи движения головы.

Вместе с тем, специалисты по использованию технологий в терапии подчеркивают, что технология должна использоваться наряду с терапией, а не вместо нее. «VR - хорошая возможность помочь психотерапевтам, но мы еще не находимся на этапе, когда виртуальная реальность сможет заменить терапевта».

Некоторые исследователи считают, что как только будет доказано, что лечение VR является эффективным, оно должно назначаться только по рецепту врача. Они считают, что слишком рискованно делать эту терапию коммерчески доступной. Если мы говорим о паранойе, например, любая из этих ситуаций может вызвать различные проблемы у пациента без контроля со стороны врача.

Доктор Майкл Мэдари, философ и технолог, и его коллега Томас Метцингер, разработали правила использования VR, некоторые из которых касаются терапии. Они считают, что VR может оказать положительное влияние, но что терапевты не должны забывать о существующих опасностях. Одной из особенно чувствительных проблем являются медицинские данные. Участники исследований знают, что их данные конфиденциальны, но это может сильно измениться, если коммерческие компании начнут широко инвестировать в терапию VR исключительно ради прибыли. «При помощи анализа движения, особенно мимики лица, можно получить большое количество информации о психическом и эмоциональном состоянии человека и о том, как он реагирует на различные ситуации, - и эти данные могут быть использованы в качестве мощного инструмента при ведении переговоров».

Коммерческие компании смогут использовать разные маркетинговые ходы в виртуальной реальности, когда они будут получать ответы пользователей о своем продукте на основе анализа выражения их лиц. 

Ученые соглашаются с тем, что технологий виртуальной реальность можно злоупотреблять. Но, как и с любой технологией, все зависит от того, в чьих руках она находится. Здесь уместен банальный пример с ножом, которым можно, как резать хлеб, так и нанести кому-нибудь удар.   

Рискуют ли сегодня психотерапевты потерять работу в связи с бурным развитием этой технологии? Скорее всего, нет, так как речь не идет о полной замене терапевта, у многих людей всегда будет потребность в общении с живым доктором. Но проблема в том, что часто терапевтов не хватает. Идея заключается в том, чтобы дать людям, лишенным возможности непосредственно общаться с врачом, возможность получить доступ к медицинским услугам.

Возможности VR в области психотерапии безграничны. Сегодня VR двигается в направлении  улучшения психического здоровья людей, а также к терапевтическим и творческим формам самовыражения, помогая людям жить более полноценно. 

Подробней 1, 2, фото1, фото2. фото3, фото4

13
48.395 GOLOS
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые