Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
evgenij-byvshev
7 лет назад

Правила поведения детей в юрте

У тувинцев существовали своеобразные правила, которые необходимо было соблюдать в юрте. Так, в юрте своих родителей ребенок в принципе, мог быть в любой ее части, однако, как правило, должен был находиться на материнской, т.е. на правой от входа стороне юрты. Зайдя в чужую юрту, он должен был пройти в левую часть от входа. В случае если к ним приходили гости, дети, особенно те, кто уже понимал речь, должны были покинуть юрту.

У тувинцев детям не принято было слушать разговор взрослых людей: Улуг улус чугаазы дыңнавас – «Нельзя слушать (подслушивать) разговор взрослых». Это правило прививали им не только родители, но и старшие братья и сестры, которые покидали юрту при гостях. Особенно это соблюдалось при редких или высоких гостях. Присутствие детей при разговоре взрослых считалось дурным тоном, и семью, в которой это правило нарушалось, осуждали.

Находясь в юрте, дети не должны были также проходить перед старшими людьми, а в случае необходимости, обойти их сзади. Данный запрет являлся одним из первых уроков не только уважительного отношения к старшим людям, но и учил детей умению строить правильные отношения с людьми разного возраста и социального ранга. Умение уважать людей старше себя было одной из основ тувинского этикета. Смысл тувинской поговорки – Кежээниң мурнунда – хүндү – «Уважение (других) – прежде усердия», означало, что трудолюбие, хотя и являлось одним из хороших качеств человека, но уважение других людей, прежде всего, старше себя, ценнее. Кроме того, это было одним из инструментов сохранения нравственных устоев в тувинском обществе.

Что касается поведения детей в юрте, то оно, в целом, основывалось на запретах. Так, с малых лет дети должны были знать, что в юрте есть три места, рядом с которыми надо вести себя осторожно. Первое – это почетная часть юрты, противоположная от двери – дөр. Там, на специальных комодах находился буддийский алтарь, возле которого нельзя было шуметь, дотрагиваться до него и т.д. Кроме того, это место было отца и дорогих гостей, хотя, следует сказать, что в большинстве случаев, дети семьи в обыденное время находились именно в этой части юрты, однако они не должны были забывать, где находятся. Второе сакральное место – домашний очаг. Огонь для тувинцев коротко определялся так: От-чаякчы – «огонь-создатель». От этого ёмкого определения и зависело отношение к домашнему очагу. Считалось, что у домашнего очага есть хозяин, которого надо было угощать, что делала каждая хозяйка юрты – при каждом приготовлении еды, первые куски она сначала клала в огонь, при этом приговаривая наподобие: Одумга кагдым – «кладу в огонь». У детей, ежедневно наблюдавших данный ритуал, это закреплялось в сознании, тем более что нередко давались объяснения, почему так нужно делать. В огонь нельзя было бросать мусор, потому что это могло разгневать хозяина очага, убиралось также место вокруг него. Следует сказать, что у тувинцев существовал специальный обряд поклонения домашнему очагу, поэтому тувинские дети с малых лет начинали уважать не просто домашний очаг, но и огонь в целом. В почитании огня имелся также и устрашающий, но вместе с тем, справедливый оттенок: Өлден артар, өрттен артпас – «От воды спасаются – от огня – нет». Третье место, которого дети должны были остерегаться – порог. Полагалось, что под ним обитает некое существо, от которого зависит благополучие семьи. При неправильном обращении с ним, например, если споткнуться или сесть на него, он может рассердиться и вызвать неприятности в семье. По той же причине, нельзя было держаться за верхний косяк двери и тем более раскачиваться на нем.

Поскольку за всем происходящим в юрте по представлениям тувинцев наблюдается не только со стороны божеств, но и со стороны духов, даже играя, нельзя было громко кричать или свистеть. Это не означало, что тувинские дети не играли и не шумели вовсе, все это было, но они не должны были переходить определенных границ, установленных требований. Таким образом, уже с малых лет тувинские дети знали, что есть запреты, которые они не должны были нарушать, даже в пределах юрты. За пределами жилища их было еще больше.

Мой блог ЖЖ: http://evgenij-byvshev.livejournal.com

7
0.469 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые