Иллюзия творчества
- Какой камерой пользовался?
- Sony FDR-AX1.
- Так и запишем: FDR-AX1 - зачёт, а тебе, Серёжа, незачёт. Придёшь осенью на пересдачу.
Вполне обычный диалог между преподавателем и студентом нашей специализации по подготовке авторов для производящих тв-студий.
Если у каждого из нас есть авторучка, то почему мы не все писатели? Также, у каждого есть карандаши, но не все художники? Голосовые связки, наконец,но не все певцы? Ведь это очень просто - взял авторучку и давай писать Войну и мир, а ещё проще - прикупил SM58, воткнул в комп, навесил автотюн и всё, певец!
Кажущаяся простота нажатия клавиш гаджетов, создаёт иллюзию творчества, не говорю уж - мастерства.
Сергей Образцов, в своих книгах, высказал замечательную мысль: искусство неизменно, совершенствуются только технические средства, инструменты, но образ, как носитель искусства вечен. Каким он был тысячи лет назад, таков и сегодня.
Действительно, твоя фотокамера обладает великолепными техническими характеристиками и фиксирует изображения с отличной цветопередачей, разрешением, динамическим диапазоном, а если где-то и ошибётся, то всегда есть Фотошоп. Встроенные плагины поправят все косяки. Обладание этой техникой автоматически тебя делает фотохудожником, творцом?
Конечно, нет. В том, что твоя картинка иллюстративно вызывает восхищение - заслуга конструкторов и разработчиков технического средства, но, увы, не твоя. Ты всего лишь - обслуга, протиральщик шнуров, стойка для микрофона или штатив под телекамеру.
По этому поводу вспомнилось. В юности был участником музыкального коллектива, но в те далёкие времена с инструментами было не очень непросто, а жутко как непросто. Приобрести что-нибудь солидное - задача не из лёгких.
- Вот бы мне Gibson как у Ричи... - мечтательно протянул гитарист.
- Санёк, как думаешь, если бы Блэкмор взял твою гитарёху, то сыграл бы не лучше тебя?
Несомненно, хороший инструмент необходим, но он не решает ничего. Если нет видения, чувств, эмоций и, главное - навыков воплощения этих эмоций в виде произведения - любой робот больший творец, чем ты.
К чему я это всё?
С утреца, прозвучал один комментарий "случайная фотография". Я даже не стал уточнять, почему случайная. Если уж кто-то решил измерять творчество "случайностью", то явно не творец.
Подобно этому, часто слышится: "нравится - не нравится" в отношении произведений, а спроси: "Почему?", навряд ли изрекатель сформулирует конкретные положения. Не нравится и всё тут! Но, на минуточку, любое произведение обладает универсальным языком передачи образа. Это никакая не тайна, вещица вполне конкретная и имеющая произносимые и формулированные понятия. Почему бы не пользоваться этим, анализируя "степень художественности" произведений?
Ответ, по-моему, очевиден.