Не всё так просто бывало
Сегодня никого не удивишь цветными фотоизображениями Российской Империи начала XX века. Только ленивый не использовал их в своих блогах, книгах, календарях и открытках. Воспроизвести в цвете наследие Сергея Михайловича Прокудина-Горского решились в Библиотеке Конресса США.Сегодня все его работы, позволяющие получить цветное изображение, представлены там колоризованными.
Однако, это сегодня, но не всё так просто было, по крайней мере, для меня. Не мог я ждать десятилетие.
Впервые цветные фото были представлены на выставке "Российская Империя в цвете". Проводилась она в Парламенте России в начале 2000-х. Специалисты Библиотеки Конгресса США специально для выставки отобрали и воссоздали цветной облик у 100 работ, которые и были представлены общественности.
Естественно, я не мог это никак пропустить! Тут же залез в архивы библиотеки и выудил оттуда изображения своего родного города. К сожалению, из 16 работ только 2 были в красках. Предстояло потрудиться.
Метода Сергея Михайловича была заточена исключительно для проекции и наблюдения цветного изображения на экране. Тихими семейными вечерами царская семья Николая II устраивала себе просмотр "цветных" слайдов. (Кстати, именно по высочайшей воле колесил по России Прокудин-Горский). Цветных в кавычках потому, что цвет получался только на экране.
Сергей Михайлович использовал приём, который до сих пор применяется в цветообразовании картинок телевизоров, мониторов, смартфонов и т.п. Он фиксировал объект съемки на обращаемую (позитивную) черно-белую фотоплёнку через три цветных светофильтра. Один кадр - один светофильтр. Для аддитивного метода это: красный (R), зелёный (G) и синий (B). Таким образом, получалось три черно-белых изображения одного и того же объекта, но каждое изображение, как бы ни казалось оно идентичным, отличается от другого, так как зафиксировано разными световыми волнами.
Для воспроизведения изображений устанавливали три проектора и на объективы одевали светофильтры, по одному на каждый: красный, зелёный и синий. В слайд приёмник вставляли изображения соответствующее тому цвету, в котором оно было сфотографировано. На экране совмещали границы трёх растров (кадров) и наслаждались цветом.
Понимая это, моя задача сводилась к простым действиям. Каждое отдельное изображение оригинала свести в свой цветовой слой в Photoshop. Ниже гифка, пример, на очень хорошо сохранившемся оригинале. На всё про всё, чуть менее 1,5 минут.
Опять же, к сожалению, фото интересующие меня имели линейныйе искажения. Фотоэмульсия плёнки из-за условий хранения местами усохла, а местами растянулась (желатин, чего ещё от него ожидать?). Поэтому, какждый цветной растр (слой) надо было трансформировать как в целом, так и локально участками.Но работа того стоила. Эти полученные фото непременно были ипользованы мной в фильмах и полиграфии.
Работая над фото Сергея Михайловича, я обнаружил занимательную вещицу: для смены светофильтра и передвижения плёнки Прокудину-Горскому требовалось время, а за этот период, движущиеся объекты меняли своё положение (да и человеку трудно стоять неподвижно). Таким образом, каждая фотография - это мини фильм из трёх кадров.