Из цикла «Литература моего времени»

Фантастическая литература. Часть 4
Если в советской фантастике все произведения были подчинены научной мысли, социальным и нравственным проблемам настоящего и будущего, то в западной фантастике преобладали нравственность победителя с обязательным действием: межзвёздными войнами, галактическими империями, колонизацией планет с последующим истреблением ужасных аборигенов. Это в основной массе. Конечно, на Западе были свои жемчужины фантастической литературы ― той, которая на века. Это Рэй Брэдбери, Артур Кларк, Айзек Азимов, Клиффорд Саймак, Роберт Шекли… Особняком стоит Станислав Лем. Он вроде как из Варшавского договора, но развивал свой кругозор, выписывая научные и фантастические журналы из-за бугра, которые, как признавался сам автор в мемуарах, давали ему пищу для творчества и информацию о научных открытиях того времени.
Как-то мне в руки попалась книга из серии «Клуб любителей фантастики», 1-й выпуск, где был напечатан научно-фантастический роман Филиппа Фармера «Убить бога». Заставив себя дочитать до конца (а я читаю всё, что издаётся в НФ), поскольку Фармер читался мною всегда с большим трудом, а перевод был просто ужасным, я поймал себя на мысли, что сюжет мне смутно знаком. И тут я понял, что это аналогия с «Солярисом» Лема, с той только разницей, что у Фармера вместо «мыслящего океана» в сюжете задействована «ночь»: когда на некой планете наступало время под названием «ночь», то те люди, которых убивал герой романа, возвращались целыми и невредимыми и совершенно ничего не помнили о прошлом. Я сравнил даты выхода обоих произведений: оказалось, что книга Фармера вышла в 1957 году, а «Солярис» ― в 1961. Я ничего, собственно, этим не хочу сказать (известны случаи открытий, сделанных с промежутком во времени и в разных концах света учёными, не подозревающими о подобной работе «коллег»), и, честно говоря, мне всё равно кто у кого что вычитал (если это имело место), важно то, что Лем соединил западный сюжет с нравственными вопросами Востока и получился шедевр, которым зачитывается весь мир.
Должен отметить, что редколлегии редакций выбирали для печати самые лучшие произведения зарубежной фантастики. Это уже потом, во время перестройки, начали печатать всё, что выходило на Западе. При этом переводом занимался всякий, кто хоть немного владел иностранным языком. Качество того и другого, сами понимаете, оставляло, мягко говоря, желать лучшего. Правда, мы получили целое направление фэнтези, но в таком количестве, что для НФ не осталось места на полках книжных развалов. Можно было подумать, что все, кто работал в жанре НФ, вымерли в одночасье.
Помню, в 90-х годах дёрнула меня нелёгкая спросить научную фантастику у мужичка, торговавшего книжной продукцией с лотка.
― Научная фантастика? ― удивился он. ― А что это такое?
На прилавке, тесня друг друга, лежали книги Роберта Желязны, Майкла Муркока, Стерлинга Ланье, Урсулы нашей Ле Гуин, Кита Лаумера, Пола Андерсона, Эйва Дэвидсона, Абрахама Мерритта, Джека Венса, и довершалась вся эта беготня с мечами Кэтрин Курц.
Правда, последнее время западная НФ начала постепенно воскресать, но об этом позже…


Ссылка на оригинальное изображение

творчествомнениекнигикультура
25%
0
5
0.119 GOLOS
0
В избранное
Mickey Sleep
Пишу стихи и рассуждаю на тему вечного
5
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые