Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
liga.avtorov
5 лет назад

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ. Создатель детерминационного анализа Сергей Чесноков. Часть1

Рубрика для тех, кто умеет отпустить свою фантазию на волю и творить прекрасные вещи - тексты, рисунки, поделки, все, что угодно! Главное - творческий полет!

Никогда не знаешь, где заканчивается творчество, а начинается наука. Некоторые считают, что эти явления прямо противоположны, некоторые – что они не просто связаны по касательной, но даже тесно переплетены между собой. Коллективу «Лиги Авторов» по душе мысль, что творчество – действительно безгранично. А прекрасный пример симбиоза творчества и науки – в новой статье @francisgray.



Давно собиралась написать о Сергее Чеснокове, конечно, в контексте Галича, но всё не получалось. Вот только сейчас опять взялась и удивилась, насколько Сергей Чесноков – разносторонняя и интересная личность, выдающийся учёный, удивительный человек, один из интервьюеров которого даже провел какой-то намёк на сравнение Чеснокова с Леонардо да Винчи, вот так!


До да Винчи Чеснокову, конечно, далеко, но всё равно потрясают результаты его разнообразной деятельности, огромный вклад в математику и другие точные и естественные науки, в историю литературы и удивительное исполнительское искусство.

Авторской песней, которой принято называть стихи, исполняющиеся поэтами под собственноручное гитарное сопровождение, занимались не только литераторы, музыковеды и литературоведы. Некоторые знаменитые в своё время барды достигли выдающихся результатов и в других областях, и трудно определить какой их вклад в культуру значительнее.


Например, Александр Городницкий, автор гимна Эрмитажа (песня выше), знаменит своими работами в области океанологии, он доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик. Юрий Кукин, автор таких песен, как «За туманом» и «Гостиница», был тренером знаменитого Алексея Мишина, воспитавшего и воспитывающего чемпионов по фигурному катанию (среди его учеников Плющенко, Костнер, Туктамышева, Самодурова).



Имя Сергея Валериановича Чеснокова тоже связано с авторской песней, вклад его в это направление русской культуры огромен и уникален. Он был не только известным бардом периода самого расцвета этого явления, песни которого очень красивы, добры и полны глубокого философского содержания, по моему личному мнению, они намного приятнее песен Окуджавы. В основном в этой сфере Чесноков прославился тем, что был одним из организаторов знаменитого Новосибирского фестиваля авторской песни, который вошёл в историю литературы благодаря единственному открытому выступлению Александра Галича в СССР. И даже не просто организатором, а автором самой идеи фестиваля, на котором состоялось то знаменитое выступление Галича.



Нашла в сети фототелеграмму с согласием бардов приехать на фестиваль. Четко видны подписи Галича, Кима, Чеснокова.

Киму было запрещено выступать, так как он подписал письмо в защиту Даниэля и Синявского. Но и без Кима тогда из-за этого концерта, на котором открыто со сцены прозвучали сверх-крамольные на тот момент произведения, легализованные и почти занесённые в классические много позже, немногим ранее, чем исполнилось столетие запрещённого в советские времена поэта, поднялась большая буря возмущения властей. На том фестивале Чесноков тоже выступал на сцене. По словам Галича, исполнительское искусство Чеснокова достойно прав авторства.

Придумавший детерминационный анализ и детерминационную логику Сергей Чесноков – да, известный собиратель, исследователь и исполнитель произведений авторской песни, которой увлекся в начале 1960-х годов, когда он был студентом и аспирантом. То, что пелось в компаниях у костров и в кухнях, он стремился доводить до все более широкой аудитории.

Более чем серьезное увлечение авторской песней не помешало Сергею Чеснокову стать выдающимся ученым (даже помогло, о чём будет ниже), автором принципиально важных достижений в области математики, внести фундаментальный вклад в вопрос оснований наук, выявить гуманитарные основания математики. В подтверждение взаимосвязи наук различного типа результаты его работ используются в социологии, культурологии, биологии, медицине. В частности, Чесноковым совместно с кафедрой ультразвуковой диагностики Российской Медицинской Академии (В. В. Митьков, А. Н. Хитрова) предложен и успешно апробирован метод определения критических границ для числовых характеристик кровотока при дифференциальной диагностике почек. Детерминационный анализ является необходимым инструментом в маркетинговых исследованиях и анализе, и в прогнозировании фондовых рынков.

Можно предположить, что его интерес к авторской песне связан с интересом к социологии и изучением эмоций, ведь авторская песня представляет из себя концентрат проявления эмоций и, соответственно, социальных явлений в небольших произведениях. К связи эмоций и истории страны Сергей Чесноков пришел, или, во всяком случае, сказал об этом раньше, чем Савик Шустер. На Youtube есть запись концерта от января 2000 года, на котором он говорит об эмоциях и истории. И мне почему-то обидно, что Шустер, рассказывая о своих работах в этой области, не упоминает Чеснокова. Хотя, возможно, это мне просто не попалось. Интересно то, что стать выдающимся учёным Сергею Чеснокову некоторым образом помогли песни Галича, как он рассказал в передаче «Детский недетский вопрос» израильского канала Iton-TV. Нет, ни одна из песен или фраз не явилась триггером к научным открытиям. Песни Галича явились базой для творческого процесса, чёрным хлебом, как это называл Мандельштам. В продолжении этого поста я расскажу, как так получилось.

Автор: @francisgray
Редактор и публикация: @catyk

02.03.19


Pokupo-yoda2.png








Мы на Steemit - https://steemit.com/@russiancommunity

1
363.436 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые