На ВДНХ открылась выставка Рерихов
ВДНХ продолжает разнообразить выставочную деятельность и в бывшем павильоне «Армянская ССР» открылась масштабная экспозиция Государственного музея Востока.
Название экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» символично: Николай Рерих уделял большое внимание сохранению культурного наследия человечества, «Пакт Рериха» стал первым в мире договором о защите культурных ценностей, признанным ведущими мировыми державами. Рерих был известен современникам как синтетическая личность - философ, путешественник, археолог, общественный деятель, но в СССР признавали лишь его талант художника. Для Советского правительства общественная деятельность Рериха представлялась сомнительной, ведь он после революции эмигрировал, построил небоскрёб в Нью-Йорке, в Индии занимался теософией и религиозными практиками. Николай Рерих предпринимал попытки вернуться на Родину, но получал отказы.
Выставка на ВДНХ представляет более 400 живописных работ Николая Рериха, отчасти приоткрывая завесу тайны его необычной биографии. В экспозиции представлены ранние полотна на тему Древней Руси, картины американского периода, гималайские пейзажи, написанные во время Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций, и работы индийского периода, оказавшегося самым плодотворным в его творчестве.
Главный зал павильона украшает огромное панно по эскизу Рериха - Мадонна-Хранительница.
Николай Рерих известен как основатель русского архитектурного пейзажа, во время поездки по древним русским городам он создал немало полотен, посвящённых русскому зодчеству. Художника увлекал также период становления российской государственности ещё дохристианского периода и в своём творчестве он использовал символы, образы, находки из археологических экспедиций, в которых участвовал.
Картина «Ангел последний», написанная в 1912 году, оказалась пророческой, Рерих словно предчувствовал и грядущую Первую Мировую войну, и гонения большевиков на Православие.
По состоянию здоровья Рерих переехал в Карелию, которая была частью Российской империи, но после Октябрьской революции оказалась за пределами России. Так художник оказался в вынужденной эмиграции, а затем предпочёл уехать в Лондон, чтобы иметь возможность совершить задуманное путешествие по Индии. В этот период Рерих отказался от работы маслом и начал писать темперой, произошла смена и художественно-эстетических подходов, многие полотна связаны с духовной тематикой, причём на одной и той же картине принципы китайского традиционного пейзажа могут сочетаться с православной иконографией. Россия в равной степени находится и в Европе, и в Азии. В религии у Рериха был своеобразный надконфессиональный взгляд, не ограниченный только Православием или только буддизмом или только индуизмом.
Оказавшись за границей, Рерих продолжает писать картины, связанные с православной духовностью, грозными периодами истории Родины - «Земля славянская», «Добрые травы», «Святогор» и другие. Художник в это время жил в Гималаях и фоном картин зачастую служили окружавшие его горные пейзажи.
В годы Второй Мировой войны, несмотря на прежние противоречия с большевистской властью, Николай Рерих однозначно поддерживает советский народ в борьбе против фашизма, пишет статьи, выступает по радио, перечисляет деньги в фонд Красного креста. В его творчестве этого периода нет батальных полотен, он пишет образ правителя Ярослава Мудрого, защитившего Русь от печенегов. Его «Партизаны» - тоже универсальный образ защитников Отечества, образ не исторический, а духовный.
Впечатления о путешествиях отражены в серии гималайских горных этюдов. По этим местам проходила Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Считается, что живопись Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, для этого достаточно просто посмотреть на его картины.
Один из залов посвящён творчеству сына Николая Рериха - Святослава, который жил и работал в Индии. Его живопись посвящена быту индийской деревни, жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием, гималайские пейзажи взывают к вечной жизни и красоте, одним из самых ярких дарований Святослава Рериха является портретное искусство.
Экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» открылась 27 апреля в павильоне № 13 (бывшем «Здравоохранение»/«Армянская ССР»).
В павильоне представлено не только художественное наследие семьи Рерихов - один из залов отведён под выставку открытых фондов Государственного музея Востока.
Государственный музей Востока: https://www.orientmuseum.ru
Текст и фото: Евгений Чесноков