ХРИСТИАНСТВО И ВЛАСТЬ. ЧАСТЬ 1

Приведённый в Библии текст об отношении к властям (Пс. 104:15; Прит. 24:21; 1Петр. 2:13-19; Рим. 13:1-5; Еф. 6:5-8; 1Тим. 2: 1-3; Тит. 3:1,2) иногда НЕПРАВИЛЬНО ПОНИМАЮТ, КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛНОГО ПОДЧИНЕНИЯ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ. Представим некоторые выдержки из толкований отдельных стихов указанного текста, включая святоотеческое толкование, а также мысли о власти вообще и отношении к ней.

● СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но О САМОЙ ВЛАСТИ (выделено - П.Д.). Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Прит. 19: 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу» (1. См. толкование на Рим. 13: 1) (цитируемая литература приведена в ч. 4).

● СВТ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: «Впрочем, из других мест Писания видно, что и начальники, такие или другие, бывают по Божескому промыслительному устроению; только добрых и благодетельных поставляет Бог, а худых попускает быть начальниками в наказание за грехи людские. Так пишет БЛАЖЕННЫЙ ФЕОДОРИТ (выделено — П.Д.): “если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость. Ибо сказано: дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом (ср.: Иер. 3: 15); и еще: приставлю судии твоя, якоже прежде, и советники твоя, яко от начала (ср.: Ис. 1: 26). Но чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам. Ибо сказано: поставлю юноши князи их, и ругатели господствовать будут ими” (ср. с Ис. 3: 4)» (1. См. толкование на Рим. 13: 1);

«Как же должно держать себя в отношении к нему (начальству — П.Д.)? Повиноватися и покарятися. Как везде, так и здесь, Апостол, конечно, разумеет повиновение нелицемерное, чтоб видимою покорностию прикрывать верование свое и жить по вере безмятежно, но по совести, по убеждению, что начальство от Бога и что начальствующие суть слуги Божии; почему покорность им есть покорность воле Божией … Блаженный Феодорит видит в сих словах (имеются в виду слова: “быть готовыми на всякое доброе дело” — П.Д.) указание, доколе должно простираться повиновение начальникам: “ибо не во всем должно покорствовать начальникам, но вносить пошлину и подать, воздавать подобающую честь, а если прикажут нечествовать, то открыто прекословить”. То же и у Иеронима (выделено — П.Д.): “если что доброе повелевает правитель, то повинуйся воле повелевающего. А если что худое и богопротивное, то отвечай ему Апостольским ответом: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5: 29)”» (1. См. толкование на Тит. 3: 1).

● ПРП. ИСИДОР ПИЛУСИОТ: «Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев» (1. См. толкование на Рим. 13: 1).

● БЛЖ. ФИОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ: «Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22: 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедует теперь и ученик Его» (1. См. толкование на 1 Петр. 2: 13).

● СВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ (ДРОЗДОВ): «Вода, хотя и есть в ней ил, является чистою, когда он лежит на дне: но когда каким-нибудь неправильным движением ил поднимается вверх, — вся, чистая дотоле, вода теряет вид чистоты, и является мутною. Подобно сему общество человеческое, хотя и есть в нем часть людей недобрых, является чистым, благолепным и благополучным, когда сия несчастная стихия лежит на дне, когда люди недобрые, по справедливости униженные в общем мнении, не достигают власти, почета и влияния на других: но когда недобрая стихия поднимается вверх, когда люди недобрые достигают власти, почета и влияния на других, тогда они мутят и чистую воду, и добрых людей или своим влиянием вводят в соблазн, или своею силою подвергают затруднениям и скорбям, и возрастая в силе, вредят целому обществу. О сем сказал творец Притчей: «похваляемым праведным возвеселятся людие, начальствующим же нечестивым стенят мужие» (Притч. XXIX. 2). То есть: когда добрым людям предоставляются по справедливости принадлежащий им почет и влияние на общество; это радость и счастие всем людям: но если недобрым дается начальство; это горе и несчастие всем» (3).

Святитель также полагает, что слова: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15) — есть «краткая заповедь, но премудро соединяющая в себе с требованием повиновения глубокое изъяснение сего требования и убеждение к послушанию! «НЕ ПРИКАСАЙТЕСЯ» властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо оне суть «МОИ»; не прикасайтеся, ибо оне суть «ПОМАЗАННЫЯ» от Меня. Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что оне суть Божии» (1. См. толкование на Пс. 104: 15).

Здесь необходимо отметить, что «Божьими» являются те правители, которые не только ПОМАЗАНЫ ОТ БОГА, но и выполняют Его заповеди, постановления, повеления. И в случае греха — искренне раскаиваются в этом. В противном же случае — Бог отвергает Своих помазанников. Так, напр., Саул по велению Господа был помазан на царство пророком Самуилом (1 Цар. 15: 1). Однако впоследствии Господь «отверг Саула, чтобы он не был царём, за то, что Саул отверг слово Господа» (1 Цар. 15: 11, 22, 26, 35; 28: 6-19). При этом из кончины Саула ясно следует, что Сам Бог может карать царей-помазанников за их неправедные дела: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его...» (Пар. 10: 13, 14).

Грешные поступки совершали даже и такие цари, которые были не только ПОМАЗАННИКАМИ БОЖЬИМИ, но, одновременно с этим, являлись и — ПРОРОКАМИ, и — АВТОРАМИ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ: Давид и его сын Соломон, и которые за свои грехи подверглись Божьему наказанию.

Так за грех царя Давида (2 Цар. 11: 1-17), который сделал «зло в очах Господа (2 Цар. 11: 26), поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело» (2 Цар. 12: 15) и «на седьмой день дитя умерло» (2 Цар. 12: 18). За то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на Израильтян и умерло семьдесят тысяч человек (2 Цар. 24: 10-17; 1 Пар. 21: 1-17). При этом из слов царя Давида к Господу: «... вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?» (2 Цар. 24: 16) или: «... я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали?» (1 Пар. 21: 17) — можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные.

Аналогичное произошло и с Соломоном. «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской, и делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал» (3 Цар. 11: 4–13).

Список цитируемой литературы см. в Части 3.

СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

властьхристианствопомазанник
11
0 GOLOS
0
В избранное
dpetr
На Golos с 2018 M02
11
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые