Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
dpetr
6 лет назад

ХРИСТИАНСТВО И ВЛАСТЬ. ЧАСТЬ 3

● Древнегреческий философ ПЛАТОН (ученик Сократа и учитель Аристотеля) (427/428 – 347/348 до н. э.) о неправедном властителе — тиране говорит: «Когда появляется тиран, он вырастает (...) как ставленник народа»; «(Единоличных правителей) власть толкает (...) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (...) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных»; «Первой его (тирана) задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (...) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю»; «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен» (7. См. «Содержание», п. 40: «Платон»).

Действительно, если под руками тирана имеются какие-либо заговоры или угрозы (внутренние и/или внешние, мнимые и/или реальные), включая угрозы войны или саму войну, то такая ситуация ему весьма выгодна. Человеком, находящимся в страхе, легче управлять. Запуганные люди перестают искать причины своих неприятностей в самих себе и в государственном устройстве. Они начинают искать их во внешних и/или внутренних «врагах», которых создают и навязывают народу услужливые и льстивые приближённые тирана. Кроме того, внешняя угроза объединяет народ вокруг правителя.

НАЛИЧИЕ «ВРАГА» ПЕРЕВОДИТ НЕОБХОДИМОСТЬ СУЩЕСТВЕННОГО ИСПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ ВНУТРИ СТРАНЫ — В НЕОБХОДИМОСТЬ БОРЬБЫ С ЭТИМ «ВРАГОМ». Здесь уже становится не нужным поиск и исправление нелепых и преступных ошибок в управлении страной.

Ведь во всех бедах будет виноват «враг», а не тупость, жадность, властолюбие, сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и страх правителя, а также лакейство, лицеприятие и лицемерие его подданных. Одновременно с этим происходит и усиление мер по борьбе с инакомыслием, выдаваемое за борьбу с «врагом».

Именно таким образом и ПОДМЕНЯЮТСЯ истинные, ВНУТРЕННИЕ, причины различных проблем в обществе, — на ВНЕШНИЕ псевдо-причины. Такая искусственная и искусная сублимация ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН во ВНЕШНИЕ происходит, в том числе, с помощью средств массовой информации, которые в тоталитарных режимах находятся в основном под контролем тирана и его приближённых, и используют в своих целях ЛОЖЬ, ЛУКАВСТВО И ПОЛУПРАВДУ.

«Правдой» здесь становится только то, что выгодно тирану. В научно-фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» есть замечательная фраза, ярко и точно характеризующая данную ситуацию: «Что такое правда? ... Мне объяснили, что правда — это то, что сейчас во благо королю ... Все остальное ложь и преступление».
При этом подчинение тоталитарному или авторитарному режиму объявляется патриотизмом, а его критики — становятся «врагами народа» и «врагами государства», что вызывает повышенную и неоправданную агрессию со стороны псевдо-патриотов, как внутри страны, так и за её пределами.

А ведь «агрессивное общество, — очень удобное, легко управляемое сверху. Только найди объект для агрессии. Агрессия в государственном масштабе может быть очень “полезной” вещью. Она заражает людей, делает их толпой, лишает их личностного сознания и превращает в бессознательное коллективное» (прот. Алексий Уминский) (8). Поэтому и используется разжигание ненависти (в светской и религиозной сферах) для удержания и укрепления неправедной власти.

Отметим, что чем больше социальное расслоение общества, — в котором небольшая кучка людей забирает себе львиную долю национальных богатств, принадлежащих всему народу, — тем выше социальное напряжение и протестное движение. А чем они выше, тем больше нужно тратить власти народных средств на создание и поддержание репрессивного аппарата для подавления недовольства народа. Это, в свою очередь, способствует ещё большему обнищанию простого народа, что вызывает усиление социального напряжения и — соответствующее усиление репрессивного аппарата и т.д. Такая вот обратная положительная связь имеется в тоталитарных режимах между обнищанием народа и затратами на средства борьбы со СПРАВЕДЛИВЫМ НЕДОВОЛЬСТВОМ НАРОДА СВОЕЙ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ НИЩЕТОЙ!

КАК ОЧЕВИДНО, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИБЛЕЙСКОГО и святоотеческого учения такая власть не отвечает божественному (да и светскому — тоже) предназначению власти и перед ней не следует преклоняться. Ведь апостол Павел учит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14, 15).

По мнению Н. Бердяева: «Никто не мог никогда толком объяснить и оправдать, почему несомненные пороки и грехи для личности — гордость, самомнение, эгоизм, корыстолюбие, ненависть, кровожадность и насильничество, ложь и коварство — оказываются добродетелями и доблестью для государства и наций. Это есть самая большая ложь мировой истории» (9: 35). «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (Ин. 2: 16). Поэтому и говорил Иисус Христос, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36).

Архиепископ Аверкий (Таушев) о людях, променявших служение Богу на служение маммоне и антихристу пишет: «только совершенно слепые духовно люди могут не видеть, какая бешенная идет сейчас в мире подготовка к его (антихристу — П.Д.) скорейшему приходу и воцарению. Над этим, с необыкновенной энергией, достойной лучшего применения, работают его верные слуги, уже заранее продавшие ему свою душу за деньги и всевозможные земные блага: за почести, власть и господство в человеческом обществе, за всякого рода плотские удовольствия и наслаждения, чтобы получить возможность невозбранно и безнаказанно ими пользоваться.
Из многих предсказаний еще древних отцов Церкви мы знаем, что большинство людей, принадлежащих ко всем вероисповеданиям, в том числе и к нашему православному, не исключая священнослужителей, с восторгом примут антихриста, как своего владыку и царя, поклонятся ему и начнут преследовать и уничтожать всех, кто станет антихристу противиться.

И хотя антихриста, как одной определенной личности, мы еще не видим, уже теперь происходит в мире среди людей “отсеивание”: одни “идут в ногу” со слугами грядущего антихриста, покупаются за деньги и прочие земные блага и завербовываются в его лагерь, другие — решительно сторонятся, отмежевываются и отходят от них прочь, возбуждая к себе злобу и ненависть первых ...» (10).

И ВООБЩЕ, КАК СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, У ПРАВЕДНОГО ЧЕЛОВЕКА ВСЕГДА ДОЛЖНА ПРИСУТСТВОВАТЬ ДУХОВНАЯ АЛЛЕРГИЯ НА НЕПРАВЕДНЫЕ ДЕЛА. Это оберегает от греховных пожеланий, лукавых богов, временных сокровищ и сделок с совестью за их обладание.

В противном случае, человек может превратиться в раба своих страстей, «истлевая в обольстительных похотях» (Еф. 4: 22) и незаметно для себя попадая в духовные капканы, или чувственные ловушки с расставленными злыми духами «приманками удовольствий» (имеются в виду страсти, овладевшие человеком и привязавшие его к себе). Ибо, «к чему привязано сердце человека и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (прп. Макарий Великий) (цит. по 11: 164).

Какой же пример и эталон поведения, касающиеся сказанного, мы можем найти в Библии? В Писании сказано, что Господь «созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9: 1, 2). Но ведь проповедовать Царство может только тот, кто сам знает Его не понаслышке. Ибо нельзя, напр., рассуждать о вкусе апельсина, не пробуя его. А поскольку в Царстве нет лжи, лукавства, лицемерия, лицеприятия и лести, — которые настолько укоренились в падшем мире и захватили людей, что стали обыденным и привычным явлением в различных сферах их деятельности в мире сем, — то не было их и у апостолов. И их мысли, слова и дела соответствовали друг другу и были едины в своей духовной направленности. Поэтому и проповедовали они смело и правдиво, ПРАВЕДНО ОБЛИЧАЯ НЕПРАВЕДНУЮ ВЛАСТЬ.

Так Пётр и Иоанн в ответ на запрет: «не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4: 18), сказали начальствующим: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4: 19). И продолжали «с великою силою свидетельствовать о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян.4: 33). И Савл, — будущий первоверховный апостол Павел, — после встречи с Господом (Деян. 9: 3-6), и крещения (Деян. 9: 18), — «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9: 20). Да и свв. апостолы, — на слова первосвященника о запрете учения об Иисусе Христе, — ясно говорили, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 27-29). И апостол Иоанн призывает «соблюдать слово Его и поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2: 5, 6). Ведь Спаситель учит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Другой, ещё более ранний, пример праведного обличения неправедной власти мы находим у пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель, которого царь Ирод боялся, «зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6: 20), был заключен Иродом в темницу и обезглавлен за то, что говорил ему про Иродиаду: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6: 17, 18). По словам свт. Иоанна Златоуста Иоанн Креститель «усечен в главу за то только, что обличил Ирода» (Против иудеев. Гл. 8, п. 8).

Если бы Иоанн Креститель руководствовался земными соблазнами и мерками, то он вполне мог быть приближен к царю со всеми вытекающими из этого почестями и привилегиями. НО ДЛЯ ВЕЛИКОГО ПРОРОКА ИСТИНА БЫЛА ВАЖНЕЕ ПРИВИЛЕГИЙ, А ИСТИННАЯ ВЕРА — ВЫШЕ НАДЕЖД НА ЦАРЯ ЗЕМНОГО. И ОН ТЕМНИЦУ И СМЕРТЬ ЗА ИСТИНУ — ПРЕДПОЧЁЛ ЗЕМНЫМ ПРИВИЛЕГИЯМ И ПОЧЕСТЯМ ЗА ЛОЖЬ И ЛУКАВСТВО. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ПРЕДПОЧЁЛ ИСТИНУ И ВЕЧНЫЕ БЛАГА В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ — ЛЖИ И ВРЕМЕННЫМ НАСЛАЖДЕНИЯМ В ЦАРСТВЕ ЗЕМНОМ. Ибо Царство Божие — «не от мира сего» (Ин. 18: 36). Оно — «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17) и — «силою берется» (Мф. 11: 12. См. также Лк. 16: 16).

Поэтому, «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2: 19).
Тот же, кто, руководствуясь своими похотями и страстями (властолюбием, славолюбием, сребролюбием, сластолюбием и др.), льстит и всячески потакает начальствующим в их неправедных делах, и повинуется им больше, нежели Богу, тот сам свои страсти делает своими богами. Ибо, «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2: 19). Поэтому и нужно «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2: 11). Св. апостолы наставляют: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13: 14); «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5: 16); «мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 12, 13).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Толкование Священного Писания. Монастырь «ОПТИНА ПУСТЫНЬ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bible.optina.ru/, свободный.
  2. Свмч. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
  3. Свт. Филарет Московский (Дроздов). Слова и речи. Слово 279: Беседа пред присягою дворянства Московской губернии к избранию в должности. 1853 // Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885). Т. 5. — М., типография А. И. Мамонтова и К°. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://stsl.ru/lib/book15/chap368.htm, свободный.
  4. Иеросхимонах Ефрем. Вступительное слово. Святая гора Афон, Карули, 1999 г. // Свт. Филарет Московский (Дроздов). Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных. Ч. 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/…/hristianskoe-uchenie-o-tsarskoj-vl…/2_10, свободный.
  5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. — М., «ДАРЪ», 2005.
  6. Фиолетов Н. Н., проф. Очерки христианской апологетики. Изд. 3-е. Предисловие проф., доктора наук прот. Глеба Каледы. — Клин, «Христианская жизнь», 2007.
  7. Душенко К. В. Мысли и изречения древних с указанием источника: Древние греки. Древние римляне. Библия. Учителя Церкви. Мудрецы Талмуда. Эксмо, 2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=21741, свободный. — Загл. с экрана.
  8. Прот. Алексий Уминский. Агрессия и христианство. Сайт «Православие и мир», 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravmir.ru/agressiya-i-xristianstvo-kak-my-sovm…/, свободный.
  9. Бердяев Николай. «О рабстве и свободе человека». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profilib.com/…/nikolay-berdyaev-o-rabstve-i-svobode-…, свободный.
  10. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3. Вторый Предтеча пришествия Христова. Куда мы идём? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/…/sovremennost-v-svete-slova-bozhija-sl…/3, свободный.
  11. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Евр. 10: 35. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bible-center.ru/ru/note/20160605/main, свободный.
0
0.000 GOLOS
На Golos с February 2018
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые