Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
econmag
7 лет назад

О бизнесе на товаре с отрицательной ценой (часть 3)

Третья часть серии статей об экономике изобилия. В первой мы рассказали, что в экономике уже появилась отрасль, системно производящая на порядки больше товара, чем требуется потребителю (это СМИ в широком смысле), во второй - о том, что у «уникальный качественный контент» в реальности ничего не стоит, а его производителям приходится доплачивать, чтобы получить доступ к потребителям.

Кому выгодно?

Возникает законный вопрос: зачем СМИ «продавать» свой контент по отрицательной цене? Ответ простой: если потребитель не платит за товар, то он сам становится товаром. Продвигаемый контент может содержать разного рода «закладки»: рекламу, идеологический месседж, подталкивание к определённым политическим решениям. Если контент публикуется на контролируемой изданием площадке, то размещённые там же скрипты собирают информацию о пользователе и продают её для дальнейшего использования (в рекламе, шпионаже и т.д.).

Чуть более тонкий вариант - контент-маркетинг, то есть продвижение брендов через обычный (не рекламный) контент. Уже сейчас бренды имеют целые редакции, создающие вполне качественные (с т.з. аудитории) проекты и продвигают их, платя за распространение.

В случае, когда речь идёт не о СМИ, а контенте пользователей соцсетей, блог-сервисов и т.п., в качестве мотива может выступать тщеславие или надежда потом как-нибудь заработать на возникшей популярности (часто не понимая, как).

Вполне возможно, что со временем мы увидим и другие варианты получения прибыли при постоянной отрицательной цене продажи товара в целой отрасли. Это совершенно новая ситуация, впереди много открытий.

Где же деньги?

Сейчас уже понятно, что создание контента перестало (или вот-вот перестанет) быть хоть сколько-то выгодным делом. Контент перестал быть товаром в классическом понимании. Это как в порно-бизнесе: после появления цифровых камер и широкополосного интернета производить профессиональный порно-контент уже почти бессмысленно с коммерческой точки зрения. На написании статей тоже богатым не станешь.

Но деньги есть соседних областях деятельности: доставке и упаковке контента. Мы помним, что на 60 или 100 «свободных контентных слотов» в сутках условного потребителя претендуют сотни тысяч единиц контента. Как они попадают к нему на экран? Через соцсети, мессенджеры, блог-сервисы, агрегаторы (типа Рамблер-новостей) и - всё в меньшей степени - через сайты производителей контента (интернет-СМИ).

В конечном итоге, у среднего потребителя остаётся 3-5 основных «каналов» получения контента. Сейчас эти каналы часто работают лишь посредниками, переводя потребителя на сайт со статьёй или роликом. Но тренд очевиден: каждый канал хочет включать в себя контент от производителей. Ролики с Ютуба вы смотрите прямо в Фейсбуке, новости часто публикуются целиком в агрегаторе, про картинки и речи нет, их можно копировать даже в мессенджер.

Упаковка контента - тоже интересное направление бизнеса. Мы привыкли, что конкретное СМИ - это некая единая структура, единый стиль материалов, единое оформление. Говоря «Коммерсантъ», мы понимаем, что это в основном статьи про политику и экономику, в довольно сложном стиле и строгом оформлении. Говоря «Лента.ру», мы представляем поток новостей и коротких актуальных заметок, разбитый по темам. Но если одним из основных каналов получения контента для нас становится Фейсбук, то все эти особенности брендов исчезают. Если же речь идёт и вовсе не о брендах, а о ноунейм-фабриках контента, то у нас нет ровно никаких ожиданий на этот счёт. Контент обезличивается, атомизируется, превращается в нечто однородное, одинаковое.

Средством массовой информации в такой ситуации становится агрегатор (он же описанный выше «канал»). Именно он решает, какой контент увидит пользователь, и как этот контент оформлен. Более того, через несколько лет текстовый контент будет «на лету» переписываться агрегатором под стиль, приятный и понятный конкретному пользователю. Отбор контента и его новый «дизайн» - это и есть «упаковка», о которой я говорю. В массе она будет делаться автоматически, но «ручная работа» ещё какое-то время останется актуальной.

Этот тренд получил развитие, например, в Телеграме, где множество авторов каналов выпускают собственные обзоры статей из прессы. Авторский отбор и авторские комментарии (если они есть) создают дополнительную ценность и привлекают пользователей-подписчиков.

Всё в одном

Если соединить доставку и упаковку, то получим новую сущность: канал-посредник, который выбирает из всей массы контента несколько объектов (по каким-то принципам), переопубликовывает их «в себе» и доставляет читателю привычным для читателя способом. При этом отношения такого канала с поставщиками контента могут быть как честными и легальными, так и нет.

Вернёмся к теме денег. Мы помним, что контента сейчас так много, что платить за него авторам стало бессмысленно, а отдельные производители готовы сами платить за попадание этого контента на экран пользователя. Это хорошая возможность заработать для создателей каналов-посредников.

Бизнес таких каналов будет построен следующим образом:

  • канал автоматически отбирает потенциально интересный для конкретного пользователя контент в объёме, на порядок превышающем необходимый;
  • производители отобранного контента участвуют в автоматическом аукционе, предлагая каналу деньги за место на экране пользователя;
  • контент, победивший в аукционе, попадает на экран пользователя в изначальном или переработанном виде;
  • канал периодически переводит на счёт пользователя/подписчика некую сумму в благодарность за подписку.

Это базовое описание, в реальности, например, могут использоваться системы учёта действий пользователя, повышающие или понижающие выплаты в зависимости от степени вовлечённости пользователя в потребление контента и выгодности для канала интересующего пользователя контента.

(Продолжение следует)

5
1076.101 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (20)
Сортировать по:
Сначала старые