Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ms-boss
5 лет назад

Эпоха Возрождения: с чего всё началось?

В период расцвета феодализма в Западной Европе, где-то между XII и XIII веками произошли какие-то настолько принципиально важные события, что они спровоцировали превращение перманентных, медленных и едва уловимых изменений в индивидуальной и общественной жизни народов, в стремительные и революционные сдвиги.

Именно в это время начался переход от стадии позднего феодализма к эпохе Возрождения, которое историки делят на четыре периода:

  1. Проторенессанс (вторая половина XIII-XV века);
  2. Раннее Возрождение ( XV столетие);
  3. Высокое Возрождение ( конец XV века — первая четверть XVI века);
  4. Позднее Возрождение ( вторая четверть XVI — конец XVI века).

Следует иметь в виду, что эти даты весьма условны, поскольку для каждого европейского государства Возрождение было уникальным событием и по своему календарю оно может не совпадает с общепринятым делением.

Любой период в истории развития Европы имеет свой набор объективных и специфических условий формирования общественных отношений, вызванных изменениями среды обитания, ростом сознания подавляющего большинства населения, устройством общественного порядка, верованиями, культурой, сложившимися юридическими законами и обычаями.

Распад могущественной империи античного периода в её историческом развитии был закономерным явлением, когда менее культурные и образованные варварские орды разрушили изнеженную роскошью, богатством и зрелищами Римскую империю, необдуманно предоставив право охранять свои рубежи разным наёмникам, чем приблизили крах общества и его переход к "тёмным векам" феодализма.

Не могли варвары, по определению, жить в городах и впитать культуру и искусство империи, если они рождены в деревне и всегда занимались тяжёлым крестьянским трудом, уповая на милость божью в своих действиях.

Деревня определила характер отношений в обществе раннего средневековья - его идиотизм, поощряемый и контролируемый церковью, которая принесла больше вреда, чем пользы от мнимого благочестия правоверных.

Общество в средние века, конечно развивалось, но настолько медленно, что оно практически не менялось из поколения в поколение, так как деревенская жизнь, во-первых, очень консервативна и крайне индивидуальна, а во-вторых, полностью была подчинена интересам церкви, которая до мелочей регламентировала поведение человека, предписывая что, как и когда ему следует делать в быту и общественной жизни, чтобы угодить всевышнему и избежать греха.

Страх перед всевышним парализовал волю человека, лишив его способности мыслить самостоятельно и принимать решения по изменению своего статуса и положения в обществе, а это верный путь к застою.

Инакомыслие, противоречащее Библии, строго наказывалось инквизицией, которая поощряла доносы на соседей в отступлении от истинной веры и осуждала виновных в специально судах, преследующих еретиков.

Вопреки силе религии, подавляющей волю людей на протяжении семисотлетней истории "тёмных веков", вдруг, как бы ниоткуда, появляются свободомыслящие личности, которые в XIII веке сделали больше для цивилизационного процесса, чем за весь предыдущий период развития феодализма.

Как ни странно это звучит, но ранний период эпохи Возрождения (Проторенессанс) во многом обязан религии, вернее организованным ею крестовым походам. Именно крестовые походы явились тем объективным фактором, который объединил людей разных сословий и имущественного положения одной общей для всей Европы идеей — бороться с иноверцами, посягнувшими на христианские святыни, захвативших Иерусалим в 1071 году и подвергнувших христиан грабежам и убийствам.

По-существу крестовые походы представляют собой первое в истории столкновение двух мировых религий — христианской и исламской за господство в Средиземноморье и на Ближнем Востоке над потенциальными верующими, которые приносили ощутимый доход многочисленной армии священнослужителей с одной и другой стороны.

Крестовые походы приносили не только военные трофеи в виде завоевания чужих территорий, награбленного имущества, контроля торговых путей и продажи пленных в рабство, но и расширение знаний европейцев об отдалённых странах, их природе, климате, новых видах животных и растений, ведении сельского хозяйства, развитии ремёсел, культуры и быта чужих народов.

В результате этого, узкие рамки средневековых фантастических религиозных представлений жителей Европы о мире, расширились и углубились до их полной и реальной картины. Вместе с ростом географических знаний об окружающем мире, европейцы начали колонизировать менее развитые и слабые страны с выгодой для себя. Полученные знания о жизни в заморских странах оказали сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европейских народов.

Особенно большое внимание после крестовых походов начали уделять строительству. Если в "тёмные века" даже вельможи проживали в деревнях, то уже начиная с XII века начинают бурно расти города не только в самых богатых итальянских мини-государствах, но и по всей Европе.
Для развития цивилизации города имеют принципиальное значение. Основную часть населения средневековых городов составляли ремесленники — бывшие крестьяне, убежавшие от феодалов или уходившие в города на условиях выплаты оброка своему хозяину. Бежавший в город крестьянин жил в нём в течение определенного срока (как правило, один год и один день), и после этого срока становился свободным.

Позже в городах стали селиться купцы, — но сначала лишь в наибольших городах, стоящих на крупных реках или пересечении торговых путей, — скупая у ремесленников изделия их промысла и сбывая с выгодой в других городах и странах. Основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, но многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Они же держали скотину и нередко бывало, что козы, овцы и свиньи паслись на окраинах феодальных городов.

Ремесленники определённой профессии в городах объединялись в особые союзы — цехи, которые возникли в городах-государствах Италии с X века, а позже и во Франции, Англии, Германии и Чехии с XI-XII веков, но юридическое оформление цеховой структуры начало происходить при получении специальных хартий от королей, путём записей цеховых уставов в реестры нотариусов.

В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех является предтечей промышленного производства во времена Высокого Возрождения.

Численность населения средневековых городов, как правило, была небольшой, хотя Флоренция и Венеция насчитывали тогда более 200 тысяч человек, но Милан, Генуя, Париж, Лондон, имевшие в начале XIV века более 50 000 жителей, считались огромными по тем временам. Подавляющее большинство городских центров насчитывало не более 2-3 тысячи жителей, и даже меньше. До 60% городского населения Европы проживали в малых городах с населением не более 1000 чел. Катастрофические эпидемии чумы в XIV-XV веках ещё сильнее сократили численность городского населения, рост которого возобновился лишь во второй половине XV века. К 1500 году численность городского населения в Западной Европе составляла около 16%.

Города стали основой политической, экономической и интеллектуальной жизни европейских стран и вполне закономерно, что страны Западной Европы в настоящее время являются наиболее развитыми в экономическом отношении.

Фактор исторического первенства в развитии городов, ремесла и торговли в Западной Европе позволил реализовать свои преимущества и намного опередить в экономическом развитии другие страны мира.

Второй предпосылкой перехода к эпохе Возрождения было обновление торговли и повышение роли торговцев, что потребовало развитой денежной системы в экономике и в обществе стран Европы. Развитие торговли связано с возникновением Ганзейского союза с центром в Любеке.
Купцы этого союза торговали на территории нынешней Бельгии, Германии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, России, Швеции и Эстонии. О важности внешней торговли свидетельствует наличие большого торгового флота (когги, нефы, хольки и другие cуда и судёнышки), насчитывавшего около 1000 плавсредств.

Валютой служили любекские гольдгульдены, древнерусские серебряные гривны, куны и монеты (шиллинги) магистра Ливонского ордена, прусские гривны и другие.

Ганзейский союз или Ганза (буквально — группа, союз — крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XII и существовавший до середины XVII века. В регистр Ганзы были включены 130 городов, из них — около 100 портовых, а под её влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов. К началу XV века Ганза объединяла около 160 городов.

Целью союза было предоставление участникам привилегий на территориях ганзейской торговли. Гарантией безопасности ганзейских купцов служили рыцарские ордены. Ганза вела самостоятельную внешнюю политику, приобретала крепости, поддерживала олигархию. Участники объединения следовали Большому Ганзейскому статуту, изданному для всего союза.
Торговля опиралась на конторы, которые находились в Бергене, Лондоне и Брюгге, Новгороде, Венеции и других городах. Центром торговли с внутренними районами Европы и основным перевалочным пунктом между Балтийским и Северным морями стал Любек, где проводились общие съезды ганзейских городов.

Третьей предпосылкой явилось распространение знаний. В овладение знаниями начало вовлекаться все большее число христиан. С невиданным размахом начали создавать городские школы, аналогичные нашим нынешним начальным и средним школам. В разных городах количество школ различно, но во многих их посещают до 60% детей, а кое-где даже больше. В некоторых городах, например в Реймсе, школьное образование распространяется даже на девочек.

Но важнее всего то, что многие страны начали учреждать университеты, которые представляли собой центры высшего образования. Университеты привлекали многочисленных студентов. Так, в Болонском университете, основанном в 1119 году, спустя 10 лет после его основания обучалось до 10 тысяч студентов из разных стран мира. В университеты часто приглашали известных и знаменитых преподавателей для чтения лекций, там вырабатывалось новое знание, технологии, научные теории. Выпускники университетов становились проводниками знаний среди населения.Несмотря на усилия церкви придерживаться канонов ветхозаветного учения,среди населения появились скептические настроения относительно многих библейских утверждений, так как они не согласовывались с новыми знаниями о явлениях природы и явно им противоречили. Умы средневекового человека начали раскрепощаться от веками насаждавшихся церковных догматов. Интеллектуальная жизнь начала обретать современные черты, когда теории проверяются практикой и внедряются в производство.

На удивление, в ранний период Возрождения характеризуется важными научными достижениями в философии, математике, физике, астрономии, алхимии (хотя это и не наука, но изобилует случайными открытиями в области химии), медицине, технологии, архитектуре, строительстве, литературе, поэзии, живописи и других отраслях науки и искусства. Действительно, то что было предано забвению в период "тёмных веков" из достижений античного мира, в период Проторенессанса не только было восстановлено, но и значительно превзойдено.

Гуманизм и интеллект людей победили тьму и мракобесие церкви, но церковь по-прежнему не сдаётся, а пытается вернуть утраченные позиции, паразитируя на науке и навязывая свои виртуальные ценности.

0
587.465 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые