Крестовые походы: Первый поход

Предыстория первого крестового похода свидетельствует о том, что в нашей цивилизации явления и события не являются случайностью, а вызваны цепью последовательных причин и следствий. Идея крестовых походов появилась не сразу. Всё началось с того, что в 330 году римский император Константин, признавший христианство государственной религией, перенёс столицу из Рима в город Византий, находившийся в восточной части империи и неофициально названный в то время Константинополем. Но вскоре Римская империя после смерти императора Феодосия I разделилась на две части: Западную - с центром в Риме, и Восточную - с центром в Константинополе, одном из крупнейших городов средневекового мира V-XII веков. Официально раздел империи произошёл в 395 году.

Западная Римская империя после вынужденного отречения от власти Ромула Августа в 456 году, прекратила своё существование, а преемником Римской империи стала её восточная часть - Византия.

В V-VI веках Византия значительно расширила свои границы за счёт завоевания земель Малой Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Константинополь процветал и богател. Но времена меняются и последующие VII-X века прошли в изнурительных войнах с аварами, славянами, лангобардами, арабами и болгарами.

В результате опустошительных войн с Арабским халифатом, который успешно колонизировал бывшие владения византийцев, был утрачен контроль над значительными территориями Северной Африки, Месопотамии, Палестины, Сирии и Египта. Приходилось также тратить силы на подавление частых восстаний в разных частях империи, что постепенно подрывало былую мощь Византии.

Изнурённая беспрерывными войнами в течение многовековой борьбы с врагами на западе и севере империи, Византия обессилела настолько, что уже не могла защитить свои границы на востоке от нашествия турок-сельджуков, которые к началу XI века покорили мусульманские государства Ближнего Востока и значительную часть византийской Малой Азии.

К этому ещё добавились межусобные распри в борьбе за власть, поэтому как война против турок, начатая в 1068 году, окончилась полной победой турок в 1071 году и армия наёмников императора Романа IV Диогена была окончательно уничтожена. Продолжать дальнейшее сопротивление нашествию турок стало невозможно, а победители тем временем грабили и убивали мирное население.

Византия знала турок ещё с VI века, когда их нанимали в императорскую армию для борьбы с арабами, которые в течение VI-VIII столетий захватывали многие окраинные земли Византии (Иран, Сирия, Палестина), Северной Африки и даже в Европы (мавританское вторжение на Иберийский полуостров).

Начиная с конца VIII века и в более позднее время (IX - начало XI веков) положение империи стабилизировалось, но к середине XI века вновь начало стремительно ухудшаться. Трёхлетняя война с турками в 1068-1071 годах окончилась поражением империи и даже пленением самого императора Романа IV, которого освободили за огромный выкуп.

Турки-сельджуки, с которыми были конфликты и ранее, окрепли настолько, что смогли подчинить себе обширные территории на восточных рубежах Восточной Римской империи. Сначала турки завоевали сопредельных с ними территории в Малой Азии и создали в них мусульманские государства, а затем орды турок начали накатываться и на христианские земли самой Священной римской Империи.

Можно утверждать, что это была первая схватка двух мировых религий - мусульманства и христианства за передел мира. Если до VII века в средневековых государствах почти безраздельно господствовала христианская религия и власть Святого престола была безраздельна, а мусульманская религия только начинала зарождаться, то к началу XI века ислам стал очень быстро распространяться, доминировать в отдельных регионах и теснил христианство. Этот факт не мог не тревожить католическую церковь, поэтому для масштабной войны двух господствующих мировых религий нужен был только повод. И он нашёлся.

После успешных завоеваний турок в Средней Азии, они решили расширить свою империю за счёт соседней Византии, что было обычным делом в те времена, когда все воевали против всех. Однако, в этот раз был принят во внимание религиозный фактор как главный довод в пользу притеснения одних народов другими.

Тут-то и началось! Турки, воспользовались слабостью Византии и межусобными распрями в империи, захватили часть анатолийского плато и хлынувшие в христианские города и деревни орды мусульман стали нещадно истреблять христиан без разбора, заставляли жителей принимать ислам, грабили и жгли дома неверных, убивали детей, взрослых и стариков, разоряли церкви и монастыри, пытали и убивали священников. В 1071 году Иерусалим перешёл от арабов, которые лояльно относились к христианской вере, к туркам - врагам христианского мира.

Слухи о бесчинствах турок и завоевании ими Иерусалима быстро дошли до
европейских государств, а также папы римского Урбана II (1042-1099).

В ответ на мольбы о помощи к королям государств Европы и папе римскому в 1093-1994 годах, с которыми обращался новый византийский император Алексей I Комнин, сменивший в 1071 году Романа IV после поражения Византии в войне с турками, длительное время никакого ответа не следовало.

Император Алексей вёл неравную борьбу на западе с Сицилией, на востоке - с турками и на севере - с половцами. Казалось, что Византия без наёмников из Западной Европы - франков и кельтов, обречена на гибель, но наконец, 26 ноября 1095 года, папа Урбан II на организованном вселенском соборе в Клермоне в присутствии епископов и множества мирян произнёс речь о необходимости крестового похода в Иерусалим для освобождения гроба господнего от неверных и определил срок выступления в поход - 15 августа 1096 года.

На соборе присутствовал некий проповедник Пётр Пустынник. Этот человек родился во Франции, в городе Амьен в 1050 году, был военным, потом удалился от светской жизни и стал аскетом, жил в уединении и посвятил жизнь всевышнему. Будучи монахом-пустынником, небольшого роста и жалкой наружности, он был силён духом, благороден и обладал доблестью, а также ораторскими навыками, что склоняло на его сторону немало последователей. Он выступил перед толпой слушателей с пламенной речью о защите христианской веры, возвращении святынь, хранящихся в Иерусалиме, требовал немедля собираться в отряды и отправиться в долгий и трудный путь.

Сразу же после собора стали спонтанно собираться толпы черни, простолюдин и разного рода изгои общества. Они самоорганизовывались в отряды под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера "Голяка" (Готье Нищего), ободрённые обещаниями папы отпустить им все грехи и в надежде на богатую и сытую жизнь на захваченных землях.

Радостные и возбуждённые хаотические толпы народа численностью в 50-60 тысяч разнородного люда двинулись в поход через земли Германии и Венгрии, зачастую без гроша в кармане и запасов пропитания, в надежде на то, что их, как паломников, по существовавшими тогда обычаям, будут бесплатно кормить, поить, давать кров над головой. Однако, на пути следования огромных толп народа, местное население, даже при желании, никак не могло их прокормить. Голодные толпы начали грабить и бесчинствовать в городах, но не насильничали, поскольку их обслуживали 1,5 тысяч проституток, идущих в аръергарде этой армии. Четверть пилигримов были истреблены войсками Венгрии, Болгарии и Византии, но большая часть достигла греческих земель в августе 1096 года.

Карта крестовых походов

Византийский император Алексей спешил переправить их через Босфор в Азию, опасаясь беспорядков от их присутствия в Константинополе. Там к ним присоединились участники «похода нищих» из Франции и Италии. Поссорившись и разделившись на две группы, они отправились в дальнейший путь, где были окончательно перебиты турками в битве при Никее в октябре 1096 г. Из 30 тысяч паломников переправившихся в Азию, в живых осталось 3-4 тысячи юношей и девушек, взятых в плен турками и проданных в рабство на невольничьих рынках.

За беспорядочной толпой, направившейся в Константинополь, двигалась другая фанатичная толпа численностью 15 тысяч немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька («раб Божий»). Она шла через Венгрию в районы поселений долин Рейна и Дуная с целью истребления евреев, которых считали виновниками распятия и гибели Христа. Зачем идти в дальние страны и бороться с врагами христианства, когда можно их истреблять дома?

Так закончился первый поход простолюдинов, окончившийся гибелью и позором фанатично настроенной толпы, движимой алчностью наживы и очищения от грехов.

Но папа Урбан II в своих проповедях об освобождении гроба господнего имел в виду не толпу нищих в образе освободителей, а людей благородного происхождения, которые вышли в поход в назначенное время, когда войско нищих практически было уничтожено.
Боеспособное войско выступило в крестовый поход осенью 1096 г., в виде ополчения из 300 тысяч хорошо вооруженных и опытных воинов, под началом знатных рыцарей, таких как главный предводитель Гуго Вермандуа (брат французского короля Филиппа I) с братьями Балдуином и Евстафием, Готфрид Бульонский, герцоги Лотарингский и Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. Сопровождал ополчение папский наместник и легат - епископ Адемар Монтейльский.

По прибытию войска в Константинополь, император Алексей вынудил их дать ленную присягу (принять вассалитет) и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний в Азии. В начале июня 1097 войско крестоносцев достигло Никеи - столицы сельджукского султана, а после её осады и взятия оказались в чрезвычайно затруднительном положении, испытывая разного рода лишения. Однако, несмотря на это, им были покорены Антиохия и Эдесса (1098), а также ранее недосягаемая святыня Иерусалим (пал 15-го июня 1099 года), который был под властью египетского султана, пытавшегося возродить своё могущество, но поверженного в битве при Аскалоне.

После окончания Первого крестового похода Готфрид Бульонский стал первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, так как считал более почётным для себя титул «защитника Гроба Господня». В 1100 году он скоропостижно скончался и королём стал его брат Балдуин I (1100-1118), завоевавший впоследствии Акку, Берит (Бейрут) и Сидон.

Таким образом, был достигнут лишь частичный успех в борьбе с исламом, но крестоносцы попытались закрепиться в регионе, имеющим важное стратегическое значение для дальнейшей экспансии в Средиземном море и Северной Африке.

экономикаисториясредневековьекрестовыепоходыpskобществожизньchaos-legionкрестоносцыиерусалимцерковь
809
573.143 GOLOS
0
В избранное
Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма. (с) Уинстон Черчилль
809
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые