Крестовые походы: третий поход
В XII веке средневековая Европа значительно продвинулась в своём интеллектуальном и экономическом развитии и в этом процессе значительную роль сыграли два первых крестовых похода европейского воинства в Святую землю во имя веры.
Если в тёмные века феодальная замкнутость и тройная крестьянская зависимость от земли, воли господ и церкви тормозили материальный и духовный прогресс, - ведь безземельное или малоземельное крестьянство составляло до 90% всего населения, - то в связи с крестовыми походами, для многих жителей Европы вдруг раздвинулись границы обитаемого мира с его удивительными народами, обычаями, природой, культурой, общественным устройством и знаниями.
Из состояния варварства и примитивных форм мышления, ограниченных мифическими представлениями о мироустройстве, которыми "просвещали" умы необразованных и забитых нуждой крестьян, многочисленное сословие "посредников между богом и людьми на земле" - священнослужителей, монахов, проповедников и т.д., - затуманивая и без того
неразвитые умы безропотных слушателей и пугая их божьими карами за мнимые или реальные грехи.
Сильнейшим стимулом для удержания людей в покорности служило понятие греха, из чего следовала необходимость иметь под рукой сонм надсмотрщиков, следящими за тем, чтобы не упустить из виду ни одного греха у каждого человека, а ещё лучше, если грешник придёт в известное заведение и, страшась греха и смерти без покаяния, сам всё расскажет и получит вместе с раскаянием индульгенцию - полное отпущения грехов.
Вполне понятно, что неудача во втором крестовом походе очень удивила не только крестоносцев, но и всех истинно верующих тем, что во имя самого Христа был предпринят поход с наилучшими намерениями освободить святыню - Гроб Господень, за что им полагалась особая благодарность за труды, а вместо щедрот и благодарности их постигла такая незаслуженная кара - полный разгром.
В этом наказании самых благих намерений христиан виделся какой-то парадокс, так как печальные последствия похода не вписывались в привычные понятия справедливости: всемилостивейший господь не отплатил добром за добро.
В какой-то мере пошатнулась вера в догматы христианства и люди стали задумываться над вопросами своего существования и веры в происхождение привычного, видимого и осязаемого реального мира.
Пробудился интерес к образованию, наукам, ремёслам, торговле, искусству, истории, праву, архитектуре, медицине, философии, путешествиям и другим практическим делам и знаниям законов природы.
Действительно, Европа стала просыпаться от многовековой спячки. Начали открываться школы, первые университеты, ремесленные мастерские, торговые компании. В это время появился спрос на грамотных людей, поэтому повсюду основывались школы и разного рода учебные заведения, что потребовало резкого увеличения штата квалифицированных преподавателей и сведущих людей в разных отраслях практических знаний, а со временем и учёных, обладающих большими познаниями.
После крестовых походов стало известно, что арабы весьма преуспели в познании естественных наук, математике, астрономии, медицине и эти новые знания стало возможно применить и использовать в Европе.
Так, например:
- в XII веке на Пиренейском полуострове получило известность собрание разных научных сведений арабского учёного Ибн Алаввама - о почвах, удобрениях, способах орошения, селекции плодовых деревьев, садоводстве, выращивании зерновых культур;
- Гильом из Конша выдвинул идею корпускулярного понимания материи;
- в городе Толедо была открыта "Мастерская по переводам" с арабского на кастильский, а с него и на латинский язык, на котором обычно писали свои труды учёные всех стран Европы того времени. В мастерской было переведено около 20 сочинений, в основном по философии и астрономии, а также трактат Аль Хорезми по арифметике и комментарии к разным сочинениям Аристотеля;
- в 1119 году открыт Болонский университет (некоторые источники указывают на более раннюю дату - 1088 год), а в 1150 году в нём уже обучалось 10 тысяч студентов из разных стран;
- в 1120-1122 гг. написан трактат Альгазена "Книга о премудростях" - курс средневековой физики с изложением всех известных в ту пору сведений о вещах и их свойствах;
- в 1135-1145 гг. переведены на латинский язык сочинения арабских учёных, в 1140 г. переведены трактаты арабских авторов по астрономии и математике, в 1145 г переведён трактат Аль Хорезми "Алгебра";
- в 1150 г. Хильдегарда Бингенская опубликовала "Физику" в четырёх книгах с описанием флоры, фауны и традиционной народной медицины;
- в 1160 г. открыт Парижский университет, в 1167 - Оксфордский;
- во второй половине XII века Герардо из Кремоны перевёл с арабского на латинский язык около 90 трактатов по логике, философии, математике, астрономии, алхимии, физике и медицине;
- в 1195 году Александр Неккам описал свойства магнитной стрелки и её использования.
Научные достижения того времени внедрялись в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, что влияло на повышение производительности труда и образование излишков продукции, которую скупали купцы, торгующие не только внутри страны, но и за её рубежами.
Внешняя торговля потребовала определённых гарантий защиты от грабежей и безопасности на пути следования купцов и торговых караванов. В связи с защитой интересов купечества стали возникать торговые объединения, сначала в странах Северного и Балтийского морей, а позже и в других частях Западной Европы. Эти процессы начали формироваться ещё в конце XII века (Голландское и другие товарищества, вошедшие в Ганзейскую унию в первой половине XIII века). Всё это вызвало усиление процесса формирования единого товарно-денежного обращения и Европа всё быстреее втягивалась в мануфактурное производство. Менялась жизнь городов и деревень в направлении капитализации общественного производства.
Вот в таких условиях жила Европа, когда пришло известие, как гром среди ясного неба, о захвате благословенного Иерусалима в 1187 году силами войск египетского султана и сильного военачальника Салах ад-Дина Юсуфа ибн Айюба (ввиду сложности произношения, на европейский манер - Саладина). Такую наглость, как захват столицы Иерусалимского королевства египтянами, нельзя было стерпеть или игнорировать, поэтому папа Григорий VIII был обязан восстановить порядок на христианском Востоке и объявить очередной, третий по счёту, крестовый поход для освобождения иерусалимских святынь от поругания нечестивцами.
А до этого на Востоке происходили такие события: Саладин занял Дамаск, где проживали не только мусульмане, но и значительное число христиан, завоевал Сирию и Месопотамию. Воевать с Иерусалимом, где королём был Балдуин IV, Саладин пока не осмеливался, но в 1185 году Балдуин умер и Иерусалимом стали править два воинственно настроенных высокопоставленных рыцаря - Ги де Лузиньян и Рено де Шатильон. В 1187 году в ответ на дерзкий захват дамасского обоза Шатильоном, Саладин захватил христианский Бейрут, Акру, Тивериаду и другие города, а затем 2 октября 1187 года вошёл в Иерусалим. Таким образом, под властью христиан остоались лишь три небольших государства Востока - Триполи, Тир и Антиохия.
Собираться в третий поход с целью вернуть Иерусалим призывал в последние годы своего правления папа Григорий VIII (1173-1185) в своей булле от 29 октября 1187 года "Audita tremendi". Затем его сменил папа римский Виктор III (1185-1187), а вскоре папой стал Климент III (1187-1191), благословивший на подвиги на Востоке крестоносцев во главе с тремя королями: германским королём, а по совместительству императором неофициального сообщества государств Западной Европы Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой (1122 -1190), королём Франции Филиппом II (1165-1223) и английским королём Ричардом I (1155-1199).
У каждого из них была своя собственная армия: у Барбароссы 100 тысяч, Филиппа - 8 и Ричарда - 2 тысячи. Немцы первыми отправились в поход в 1189 году в надежде опередить соучастников и получить максимальную выгоду, обладая наибольшей армией. Они пошли уже проверенным по предыдущим походам путём, который раз грабя по дороге на Восток население Болгарии, Венгрии и Византии.
Далее они двинулись через Малую Азию, которая была уже полностью занята турками. В пути следования крестоносцев на них постоянно нападали турецкие всадники и сокращали численность армии Барбароссы.
Англичане и французы решили отправиться морским путём из Южной Франции и плыть в греческие и сирийские порты, где должны были соединиться с немецкими отрядами и добираться до Иерусалима вдоль восточного побережья Средиземного моря. Но случилось непредвиденное обстоятельство, а именно, 6 апреля 1199 года при переходе бурной горной речки Селиф (в современной Турции), Барбаросса в тяжёлых рыцарских доспехах упал в воду и утонул прежде, чем ему смогли оказать помощь и вытащили на берег. Видя в этом плохое предзнаменование, большинство из оставшихся в живых крестоносцев вернулись назад в родные края.
Французская и английская армии вместе вышли в поход в 1190 году, но в результате вражды они не пошли каждая своим путём к цели путешествия. Взаимная неприязнь и склоки обострились после того как короли не могли поделить добычу. Между их армиями прекратилось всяческое взаимодействие и согласование планов, а сам поход уже не воспринимался с таким энтузиазмом, как прежде.
Плыли корабли к своей цели около десяти месяцев из-за частых и длительных остановок. Себе в актив крестоносцы иогли записать лишь разграбление Сицилии, после чего французы двинулись дальше к Иерусалиму, а англичане взялись завоёвывать Кипр.
К началу 1191 года остатки всех трёх армий соединились вместе под Акрой и после осады взяли город.
Филипп решил вернуться во Францию и вступил в союз с противниками Англии против английского короля, не желавшего поделиться награбленной на Кипре добычей. Ричард остался один во главе крестоносцев и хотя храбрости ему было не занимать, он воевал 10 лет подряд и за свою отвагу получил прозвище "Львиное сердце", но военачальником оказался слабым и проигрывал все битвы с главным, по его мнению, врагом - Саладином (которого историки считают справедливым и терпимым к иноверцам).
Король Ричард "Львиное сердце"
Иерусалим оказался в руках Саладина надолго, а султан пошёл лишь на незначительные уступки, например позволил паломникам и купцам из Европы беспрепятственно посещать святые для христиан места Иерусалима в течение трёх лет.
Результатом третьего крестового похода, продолжавшегося три года (1189-1992), было
сохранение прибрежных территорий от Тира до Яффы.
Итак, поход показал, что прежние методы борьбы с исламом не годятся и следует искать пути нахождения мира и урегулирования конфликтов, однако такие доводы не разделял Святой престол, видя в иноверцах врагов церкви, заслуживающих кары за нанесение обид и притеснений христианам.