Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
ms-boss
5 лет назад

Раннее Возрождение

Достижения человечества, накопленные благодаря образованию значительной части населения Западной Европы в период Проторенессанса (XIII-XIV века), способствовали развитию гуманизма (интереса к жизни людей, их потребностей), что стало причиной изучения окружающей человека природы и бурного роста знаний в области различных направлений естественных, гуманитарных и технических наук, результаты которых использовались для подъёма производительности труда в экономике периода Раннего Возрождения в Италии (XV век). Несколько позже период Возрождения начался и в других странах - Франции, Англии, Нидерландах, Германии, Португалии, Дании, Швеции.

Поставив личность в центр своего интереса и подчинив исследования проблемам потребностей свободного человека, философы обратили внимание на этические категории бытия - высшее благо, нравственный идеал, добродетели, зло, добро, истина, справедливость, взаимоотношения между людьми, ответственность и другие.

В образовании и воспитании появилась новая теория и методика обучения, в соответствии с которой ученик является личностью, которая совершенствуется в процессе приобретения знаний.
Гуманистическая концепция образования представляла историю как процесс спонтанного развития общества, где человек определяет направление его развития, поэтому учёные переводили сочинения античных авторов по философии, медицине, математике, физике, астрономии, географии, земледелию и другим наукам, дополняя и развивая ту основу античной науки, на которую опиралось естествознание в XV веке.

Успехи в математики были использованы в астрономических исследованиях и открытии новых объектов в космосе, в составлении карт земной поверхности, определении расположения географических объектов, применении методов геодезии, организации судостроения, мореплавания, ремесленного производства, что позволило совершать длительные морские экспедиции в конце XV века, в результате чего и были сделаны первые географические открытия. Христофор Колумб, Бартоломеу Диаш и Васко да Гама ознаменовали начало эпохи Великих географических открытий.

Если в период Проторенессанса научная мысль базировалась на идеях античных римских, греческих и арабских авторов, вновь ставшими известными европейцам после эпохи крестовых походов благодаря сохранившимся рукописям, переведённым на латинский язык, то в период Раннего Возрождения стали появляться оригинальные научные работы авторов многих стран Европы., особенно городов - государств Италии, которые в то время были наиболее экономически развитыми.

Ранняя средневековая европейская цивилизация представляла собой группу "обществ послушания" царям и богу, а в Раннем Возрождении - "обществ воли", когда личность одновременно должна быть уверенной в себе и подчиняться дисциплине. В таком обществе вожди должны играть роль лидера, за которым следуют, а не хозяевами, которые приказывают. Хотя ростки нового общества постепенно развивались, но коренных изменений в обществах не наступало в силу преобладания традиционного типа ведения экономики и пока ещё сильного влияния церкви на умы людей.

До победы разума над мракобесием церкви было ещё далеко. Страсти по поводу библейских доктрин разгорались теперь с не меньшей силой, чем во времена ранних крестовых походов.
Масла в огонь подлил священник Унклиф - первый переводчик Библии на английский язык. Он высмеял доктрину церкви о мессе, как губительной ошибке учения о хлебе, который съедают во время обряда причастия, когда хлеб съеденный хлеб и выпитое вино непостижимым образом для ума, становится подлинным телом Христа. Эта доктрина означает причастие, присоединение человека к христианскому миру и она занимает центральное место в богослужении.

Унклиф утверждал, что поедание освящённого хлеба символизирует лишь духовную связь человека с религией и никакого отношения к телу Христа не имеет.

Папы римские усмотрели в учении Унклифа угрозу раскола церкви, хотя здесь можно увидеть только борьбу между рациональной религией, обращённой к свободному разуму и совести человечества и традиционной, авторитарной, церемониальной, показной священнической религией, которая содержит атрибуты архаического жречества, использующего авторитет Библии.

Сомнения Унклифа оказали большое влияние на учёных Богемии. В 1396 году Ян Гус прочитал в Пражском университете ряд лекций, использовавшего идеи своего учителя из Оксфорда. Ян Гус стал ректором Пражского университета, но необычное учение о роли мессы дало повод отлучить его в 1421 году от церкви.

"Великий раскол" церкви совпал по времени с Собором в Констанце (1414-1418), созванного для обсуждения царившего в церкви беспорядка, конец которому был положен в связи с избранием папой Мартина V (папство 1417-1431).

Собор постановил сжечь кости Унклифа, а Яна Гуса вызвали в Констанц, под гарантию его неприкосновенности, где подвергли суду по обвинению в ереси. Его заставили отречься от своих взглядов, но он просил суд убедить его в их ошибочности, на что у суда не хватало аргументов, кроме тех, что они старше по сану и требуют подчинения, но Ян Гус с этим не согласился.
Несмотря на гарантию императора гарантировать неприкосновенность, его сожгли заживо в 1415 году не столько за мнимую ересь, сколько за свободный разум и совесть человечества. Такой суд свидетельствует о ненависти духовенства к свободомыслию. Сподвижника Яна Гуса - Иеронима Пражского, сожгли в следующем году.

В ответ на зверства церкви произошло восстание гуситов в 1419 году, на что папа Мартин в 1420 году издал буллу, призывавшую к крестовому походу "дабы сокрушить унклифитов, гуситов и прочих еретиков в Богемии". На этот призыв откликнулись бродяги Европы - наёмники-солдаты, жаждущие наживы, отребье разного пошиба, но в Богемии их ждало больше испытаний и меньше наживы, чем предполагали эти крестоносцы. Предводитель восставших ЯН Жижка (1360-1424) объединил страну, желающую отомстить за гуситов и крестоносцам пришлось покинуть пределы Богемии. Следующие три похода крестоносцев окончились также неудачей, пока в результате внутренних разногласий среди гуситов, крестоносцы пятого похода в 1431 году под предводительством маркграфа Брандербургского Фридриха не воспользовались своим военным контингентом численностью 90 тысяч пехоты и 40 тысяч всадников и не стали расправляться с жителями сёл, которые не имели никакого отношения к тонкостям теологии.

Духовному брожению среди населения стран Европы в это время способствовало книгопечатание после изобретения печатного станка в 1436 году немцем Иоганом Генефлейшем (известным как Гутенберг) и производство хорошей бумаги, начиная с конца XIII века. Печатный станок и бумага произвели подлинную революцию в образовательном процессе и способствовали развитию европейской литературы, формированию языков и распространению знаний и потерей авторитета церкви. Ей всё меньше верили не только правители и высшее сословие знати, но и простые люди.

По мере падения духовной силы католичества всё больше раскрепощались творческие силы общества. В это время писал свои научные труды Роджер Бэкон (1214-1292), который на два века опередил своё время и получил признание спустя пять веков.

Лейтмотивом его учения является познание мира: "перестаньте следовать догмам и авторитетам - оглянитесь вокруг себя!".

Он порицал четыре источника невежества - почтение к власти; обычай; мнение невежественной толпы и тщеславие; гордое нежелание переучиваться, к которому мы все предрасположены.

В Европе родилось немало гениев человечества, среди которых видное место в истории познания и живописи занимают Уильям Оккам (1285-1349), Леонардо да Винчи (1452-1519), Никола Коперник (1473-1543), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Тициан (1476-1576), Микеланджело (1475-1543), Никколо Макиавелли и многие другие.

Значительную роль в развитии Европы сыграло овладение турками столицей Византии Константинополем в 1453 году. В столице проживало более 400 тысяч человек, большая часть которых вынуждена была покинуть город, спасаясь бегством от неминуемой смерти, когда турки преследовали всех кто попадался под руку, жгли дома, разрушали храмы, грабили и убивали стариков, женщин и детей. Город пылал в огне и бесконечная река беженцев покидала нажитое имущество, двигаясь вдоль многочисленных дорог, ведущих людей в чужие страны с надеждой на спасение и приют в странах Европы. Византийцы принесли с собой высокую культуру, знания и опыт ведения хозяйства, оказывая влияние на местное население.

В XV веке в связи с бурным развитием экономики и внешней торговли стран Европы, интенсивно начало развиваться мореходство и судостроение, что сделало возможным открытие новых морских путей сообщения между отдалёнными друг от друга государствами мира.

Основной отраслью экономики эпохи Раннего Возрождения было сельское хозяйство с его традиционной технологией обработки почвы с помощью плуга и воловьей или конной тяги. Традиционно выращивали зерновые культуры, овощи и фрукты местных сортов, так как эпоха колумбова обмена ещё не наступила. В животноводстве занимались выращиванием лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, домашней птицы.

Сельское хозяйство было натуральным и его продукция потреблялась производителями в своём хозяйстве почти полностью, за исключением натуральной платы феодалу и продажи на рынке с целью получения денег для уплаты налогов.

Ремесленное производство развивалось, в основном, на использовании железа, которые еще с периода Римской империи производила Северная Европа. Роль железа для изготовления изделий для потребностей сельского хозяйства, быта, изготовления оружия из века в век только усиливалась, поэтому в XIII веке производство железных изделий постепенно расширялось в Штирине, Коринфе, Франконии, Вестфалии, Швабии, Венгрии, в Баскских провинциях, во многих областях Франции и в Англии. В XIV веке был изобретен привод от водяной мельницы к мехам плавильных горнов, что резко повысило производительность труда и объём выплавки металла.

Литейщики начали лить бронзовые церковные колокола, а вскоре опыт отливки колоколов пригодился для литья бронзовых и чугунных пушек. Водяные мельницы были приспособлены и для приведения в действие молотов для ковки стальных заготовок.

Средневековую химию современный человек представляет себе по алхимикам, пытающимся превратить неблагородные металлы в золото, но на самом деле они также были ремесленниками, которые умели производить мыло, румяна, краски, лаки, серу и селитру. Однако, производство лекарства было монополией исламских стран за исключением алкоголя, который был открыт в Италии около 1100 года, и с такой быстротой стал основой приготовления крепких напитков, что уже в следующем веке были приняты первые законы против пьянства и потребления алкоголя.
Римские методы изготовления керамики и стекла были усовершенствованы настолько, что технологию изготовления цветных стекол, украшавших соборы позднего средневековья, до сих пор не могут воспроизвести, также изготовление тканей было существенно улучшено.

Самым выдающимся техническим достижением средневековья было изобретение часов в конце XIII века. Важность изобретения часов состоит в том, что их механизм и спуск необходимо создать с наибольшей точностью, поэтому часовые мастерские стали делать исследования в области механики, трения, точной обработки металлов и других материалов при разных температурах и нагрузках. Часы имеют и социальное значение, формируя чувство времени, важное для организации совместного труда людей.

Способы обработки земли, заготовки и транспортировки леса, добычи минералов, плавки металлов, прядения и ткачества, строительства и изготовления горшков, кирпичей и стекла также изменялись с ходом столетий, но так медленно, что это было почти незаметно. Темп изменений ускорился лишь в XIII столетии, когда феодализм начал уступать контроль над формированием общественных отношений городским властям с их институтами, развивавшимся вне феодальной системы и свободы личности.

Вне всякого сомнения, эпоха Раннего Возрождения возвысилась настолько по сравнению с предыдущими столетиями пассивного ожидания царства божьего, что не может не удивлять нас своими колоссальными достижениями в результате критической массы подготовленных людей в университетах.

Вот где заключена сила разума человека образованного и желающего изменить существующий узкий мирок забитого церковью несчастного феодального существа в личность, способную воспринимать действительность такой, какой она является в своей сущности и использовать свои таланты для творчества в любой сфере деятельности.

0
694.412 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые