О "Девушке с жемчужной серьгой"

Посмотрела фильм «Девушка с жемчужной серьгой». Вообще-то, картина Вермеера, как и подобные ей – т.н. «трони», т.е., жанровый почти-портрет человека с необычным лицом, в необычном костюме или с необычным выражением лица, а «трони» никак не назывались, но этой картине дали название «Девушка в тюрбане» или «Девушка с жемчужиной». «Девушка с жемчужиной» мне больше нравится: мне кажется, это название больше отражает суть того, что, собственно, хотел показать Вермеер. Ну, с изюминкой девушка, чего уж там…
Многие трактовщики-разъяснители головы сломали об эту жемчужную серёжку, потому что: 1. мол, жемчужина выглядит как-то не жемчужно, больше на серебро похожа, 2. да и серьга эта кочует из картины в картину Вермеера, такое впечатление, что все его модели по очереди в этих серьгах позировали, даже дама в белом со следами синдрома Дауна на лице, 3. к тому же, жемчужина слишком большая. От себя могу добавить только то, что жемчуг бывает разных цветов, в том числе серым, такой вполне может походить на серебро, а размеры некоторых жемчужин бывают огромными. А даже если на картине и вовсе не жемчужина (а серебро, олово, фарфор, стекло, etc), так что с того? Голландцы 17 века были большими мастерами маскировки и иллюзии. Да и кто дал этой картине такое название? Скорее всего, стряпчие, которые составляли список наследия Вермеера после его смерти. Вполне возможно, что и эта жемчужина – всего лишь иллюзия, художественное преувеличение для создания нужного образа (к тому же, ключевой элемент всей композиции). Почему нет?
И вот - фильм Уэббера «Девушка с жемчужной серьгой» - экранизация романа Трейси Шевалье, в главных ролях Йоханссон и Фёрт. Должна признаться, что мне не близки «старые голландцы», и Вермеер в том числе, но мне всегда интересны впечатление, восприятие и трактовки, а «Девушку с серёжкой» уже 300 лет не эксплуатирует и не трактует только ленивый: всегда привлекает недостаточность информации, так и подмывает восполнить пробелы и «дорастить цепочку», вот и гадают, кто такая эта девушка, что за серёжка, какие слова могли слететь с её полуоткрытых губ, - и критики-искусствоведы, и художники, и фотографы – «кто-дальше-доплюнется» по сей день.
Но Шевалье, Уэббер, Йоханссон и Фёрт создали – нечто чуткое, бережное, с упоённым любованием деталями голландского быта. Это не просто «доращивание» и «восполнение», потому что так органично дорастить и восполнить далеко не каждому дано, они «развернули» образ, углубили его, обогатили контекст. Да, вполне определённый – но лёгкий - «закос» на страсть-секс и тому подобную эротику (если внимательно рассмотреть другие полотна Вермеера, то - при определённом восприятии – можно разглядеть тот самый «sexual harassment»), но так сдержанно, так ненавязчиво – вполне в стилистике старых голландцев, когда кажется одно, а на самом деле другое (одна сцена с прокалыванием уха чего стоит!), и сыграно всё это блестяще. Это ещё и нечто неуловимое, то, что больше любви и что основывается на родстве душ, видения, понимания и восприятия. А вот у меня (ох-чем-бы-Лену) возник лёгкий когнитивный диссонанс: совершенно естественно вписывающаяся в контекст фильма фраза жены художника, увидевшей картину: «Это непристойно!» вошла в конфликт с самой картиной Вермеера. Да, у девушки на картине приоткрыт рот (хотя приоткрытые рты довольно редкое явление в живописи старых голландцев), но я не вижу никакого «призыва» и никакой непристойности во взгляде девушки. Может, я «мартышка-к-старости», может, смотрю под неправильным углом, но – не вижу. Вижу «запечатлённое мгновение» (собственно, как и на всех картинах Вермеера, он художник таких мгновений, поэтому в фильме и упоминается камера-обскура, которую, кстати, художники, начиная с Леонардо да Винчи, использовали широко, часто и с удовольствием, что прибавляло реалистичности их полотнам, т.к. намного облегчало их работу, это я к тому, что нынче многие критикуют использование художниками фотографий для написания картин): девушка поворачивает голову. Чтобы что-то сказать? А почему? Когда человек поворачивается на оклик, он часто – инстинктивно – приоткрывает рот, чтобы – услышать. И тогда вовсе никакой не «призыв», а как раз наоборот – отзыв, отклик.
А звёздная великолепная четвёрка писательницы, режиссёра и актёров имеет полное право на своё восприятие, осмысление и воплощение, тем более, когда всё это креативно, органично и художественно, так что браво фильму: он получился – для меня – интереснее самой «Девушки с жемчужной серёжкой» Вермеера, его я для себя определила в одну «группу» вместе с фильмами «Парфюмер» Т.Тыквера и «В доме» Ф.Озона. А вот из его картин я бы выбрала «Девушку в красной шляпе», и не только потому, что стилистика картины опередила время, а из-за той самой драматургичной «многослойности контекста» во взгляде из-под шляпы, именно он здесь ключевой элемент, а не шляпа и не серёжка, кстати, та самая…

Елена Кабардина

эссе
25%
0
18
4.264 GOLOS
0
В избранное
Елена Кабардина
На Golos с 2017 M08
18
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые