Психология изобразительного искусства в эпоху палеолита
Всем снова здравствуйте!
Я помню, что вчера говорила о том, что сегодня продолжу тему медитации, но, когда я принялась за написание статьи, я поняла, что сегодня мне хочется поговорить о чем-то другом. Поэтому сделаем небольшой перерыв от саморазвития и психологии. (Хотя получение любых знаний можно называть саморазвитием). Если быть честной, то сегодня мне хочется поговорить о культуре. А именно – о особенностях первобытного искусства.
Сразу хочется начать немного издали. Для того, чтобы творить искусство, проявлять фантазию и воображение, что нужно? Нужно, чтобы человек обладал абстрактным мышлением. В свою очередь, абстрактное мышление – это уровень достаточно высокоразвитого человека. Поэтому первобытное искусство было создано людьми, которые уже достигли определенного уровня в развитии.
Кстати, есть еще одно хорошее доказательство. Дело в том, что орудия труда появились примерно на миллион лет раньше, чем самые древние зафиксированные памятники искусства.
Есть теория, которая описывает процесс развития абстрактного мышления у человека. Как многие знают, человек научился разговаривать далеко не сразу. На это потребовалось достаточное большое количество времени. До того как человек заговорил, он, как бы это смешно и наивно ни звучало, видел то, что его окружает. Люди научились распознавать предметы, но проблема заключается в том, что предметы изменяются с течение времени. К примеру, яблоко. Оно может быть маленьким, больший, красным, испорченным. Все это многообразие явлений научило человека пониманию того, что все меняется. В какой-то момент человек научился осознавать это явление.
Это является важным, потому что это стало началом абстрактного мышления. Далее теория, которую я описываю, утверждает, что человек стал замечать в природе явления, которые были ему уже знакомы. Есть идея, которая утверждает, что человек понял, что может обучаться или совершенствовать свои навыки благодаря тому, что, к примеру, увидел на стене пещеры силуэт, напоминающий животное. Тогда человек начал на него охотиться. Когда он понял, что охотиться не получается, он осознал, что может тренироваться. А потом заметил, что его навыки в охоте стали лучше.
P.S. Во-первых, теорий очень много. И чем больше развивается наша культура, тем больше их появляется.
P.S. Я очень упростила. Я описала в нескольких предложениях то, что читала в большой книге и процесс, что занял тысячелетия.
Таким образом мы можем понять, что изобразительное искусство способствовало формированию человека разумного.
Самые древние зафиксированные памятники изображают похожие явления. В основном, на них изображаются сцены из охоты на животных. Главным объектом творчества являлись различные звери. Это ни капли не удивительно, потому что человек, живший в те времена, находился на низком уровне развития. Им управляли инстинкты, главное – выжить. Это сейчас “принести домой мамонта” – означает заработать деньги и купить кусочек мяса. А тогда нужно было действительно принести домой мамонта, что было опасно для жизни. Назовем это нулевым уровнем развития искусства.
Следующим уровнем будут являться “Венеры”. “Венеры” – это схематические фигурки женщин с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами. Обычно их изготовляли из кости или камня. Считается, что эти фигурки связаны с культом матери-прародительницы. Что интересно – более поздние статуэтки будут отличаться друг по другу по типу женкой фигуры, по размеру. Подобные “Венеры” найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России. Примерно в этот же период стали появляться статуэтки мамонтов, слонов, лошадей, оленей, которые более детально изображают внешний вид животных.
Животных стали изображать более детально, чем когда-было ранее, потому что в этот период человек был нацелен на то, чтобы изучить до мельчайших тонкостей повадки животного. По той причине, что, зная повадки и слабые стороны твоего противника, у тебя появляется преимущество. Что интересно, в этот период, человек не пользовался таким вниманием, поэтому он так мало изображался.
Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изображения животных.
Первый – люди составляли композицию из натуральных костей животных. Есть теория, которая утверждает, что именно отсюда взяли свое начало некоторые ритуалы.
Второй этап – люди перестали использовать реальные остатки животных для создания их образов. Они начали проявлять воображение. К примеру, вместо головы стали использовать камень.
Третий этап – это роспись пещер. Древнейшие памятники найдены в Западной Европе. Самое интересно то, что ученые до сих пор не смогли понять из чего состояли краски, которыми рисовали представители древних культур.
Кстати, примерно в этот период стали изобретаться самые-самые первые музыкальные инструменты. К примеру, флейта из рога северного оленя длиной 21 см, в которой обнаружили искусственно проделанные отверстия. Удивительно то, что в этот период люди накладывали краску на кость таким образом, что создавалось впечатление объема от шкуры зверя.
В это время появляется декоративное искусство. Люди стали рисовать на посуде, из которой питались, на украшениях. В основном, первые художники черпали вдохновение у природы. К примеру, в основе мезинского геометрического орнамента оказался зигзагообразный рисунок.
На самом деле мне есть еще о чем рассказать, потому что тема очень большая. Я обязательно это сделаю в ближайшие пару дней.
Напоминаю, что Вы все еще можете записаться ко мне на коуч-сессию, нажав на баннер ниже!
Отзыв о коуч-сессии можно прочитать тут.
Картинка: Pixabay