Паломничество по России. Продолжение
Москва богата монастырями. Каждый из них имеет корни, далеко уходящие в глубь истории. Первый, в котором удалось побывать – Сретенский мужской монастырь. Основан он в 1395 году, а назван в честь установления праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, после избавления столицы от полчищ Тамерлана. Монастырь основали на Кучковом поле, в том месте, где образ был встречен москвичами. На протяжении всей своей истории обитель являлась центром Крестных ходов. С посещения этой обители начинали свое паломничество все горожане, в том числе и цари. Одним из последних настоятелей монастыря перед 1917 годом был сщмч. Илларион (Троицкий). Обитель после революции была разграблена, а монахов выселили из Москвы. Келейные корпуса монастыря были отданы властью под общежитие офицеров НКВД, а в ограде хоронили расстрелянных людей. Восстановление обители началось в м1991 году. Образовался сначала приход, который был преобразован в монастырь. Обитель стала крупным просветительским центром, при монастыре открылась семинария и православное издательство. Настоятель обители известный архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов).
В семинарии обучается наш земляк, сын священника Михаила Балакирева, что был настоятелем в Заринске до меня. Мощи прославленного в 1999 году сщмч. Иллариона находятся в главном соборе обители. Выйдя из храма, направляемся в сторону Красной площади. В Москве много иностранцев. У входа на площадь их потешают двойники Путина, Ленина и Карла Маркса. Вход на Красную площадь начинается с Иверской часовни, в которой находиться чудотворная икона. Людей здесь не много, монахиня принимает у нас записки на молебен. Богородица взирает на это тепло и величественно. Первый храм на площади – Казанский собор, где находится список с древнего чудотворного образа. Затем собор Василия Блаженного, далее по набережной проходим к Храму Христа Спасителя. Он виден издали, своим величеством поражая нас, подходящих к стенам. Храм украшен скульптурными барельефами на библейские темы. Барельефы эти современные, те что были до революции, находятся теперь в Донском монастыре.
Донской монастырь.
Основание Донского монастыря связано с чудесным избавлением Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Когда-то здесь, между Серпуховской и Калужской дорогами, находился храм Сергия Радонежского, в котором хранилась древняя икона Донской Божией Матери. По преданию, именно она помогла русскому воинству одержать победу над татарами. Федор Иоаннович обратился с молитвой к Богородице, а подчиненному с дерзновением сказал, что завтра враг побежит от стен обители. Так и произошло. Не дав серьезного сражения, враг бежал, бросив обозы с награбленным добром. Царь в благодарность к заступлению Богородицы, на месте храма построил каменную церковь в честь Донской иконы Божией Матери, и основал обитель. Сегодня в монастыре, кроме прочих святым, находятся места упокоения многих русских аристократов: князя Трубецкого, историка Ключевского, писателей Хераскова и В.Пушкина, драматурга Сумарокова.
Официально монастырь был закрыт в 1918 году, но иноческая жизнь здесь теплилась и в 20-х годах. Барельефы стоят вдоль стены некрополя Донского монастыря. Они прекрасно сохранились, лишь на некоторых элементах есть несущественные повреждения. Пройдя вдоль стены, долго завороженно бродили по кладбищу, вглядываясь в надписи, которым уже столетия. Неожиданно набрели на свежие могилы людей, недавно нашедших свой покой в стенах обители. Это генерал А. Деникин и философ И. Ильин, чье перезахоронение закончилось двумя часами ранее. Два патриота вернулись на Родину, с которой мысленно были всегда .