Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
benken
7 лет назад

Сериальные выкрутасы

Прежде всего нужно сказать о том, какие бывают сериалы, по моему делению. Выделим два типа: эпизодные и сюжетные. Первые представляют собой набор почти независимых серий, которые объединяются только главными героями. Эти герои практически не меняются от серии к серии. Хорошим примером являются такие сериалы, как "Эркюль Пуаро", "Мисс Марпл", "Она написала убийство" и многие другие. Конечно, герои там не совсем постоянны, они могут менять, второстепенные, вроде капитана Гастингса, могут пропадать на несколько серий, например, уезжают в поездки к родственникам или просто болеют. Кстати, мне кажется, что такое пропадание может быть обоснованно не сюжет, а просто актёр не мог сниматься и был временно выведен из сюжета. Я не знаю насколько это так, но мне кажется вполне достоверным предположением. Так вот, герои меняются, но несильно и это не важно для сюжета каждой серии, которые можно смотреть практически в любом порядке. Исключения бывают когда сюжет развивает две серии, но это бывает не часто. Иногда более существенные изменения происходят между сезонами, но и это не очень существенно, не влияет на сюжет конкретной серии. Такой эпизодный сериал можно сравнить со сборником рассказов, которые тоже можно читать в произвольном порядке. И, конечно, довольно часто эпизодные сериалы возникают из таких сборников, как пример "Шерлок Холмс".

   Второй тип сериалов - сюжетные. Они напоминают большие романы, разбитые на главы, которые необходимо читать/смотреть по очереди, иначе мало что понятно. Это как очень длинный фильм, который разбили на части, так как всё равно за раз не посмотреть. Классический пример - экранизации больших романов, например, "Идиот", "Мастер и Маргарита", правда в таких случая получаются минисериалы, без множества сезонов. Не обязательно только экранизации, есть много таких сюжетных сериалов, которые не основаны на книгах или только их начало основано, а потом они идут своим путём. Примеры будут чуть дальше.

   В реальности, конечно, чистые типы встречаются редко, лишь немногие приведённые выше примеры, большинство сериалом находятся где-то между крайностями, как обычно это и бывает. Мне бывают интересны все типы сериалов, но большой ряд преимуществ имеют те, где есть элементы сюжетных. Рассмотрим это на небольшом материале. Если вы что-то из описываемого не смотрели - не важно, конкретное содержание сейчас не важно.

   Моим любимым сериалом являются "Кости/Bones" - длинный сериал, где в отлично совмещается и эпизодность (расследование в пределах одной серии) и сюжетность (главные герои меняются, меняются их отношении и пр.). В принципе там можно пропустить одну-две серии, ничего особенного не изменится, да и на расследование сюжет влияет не очень сильно. Есть исключения: серийные маньяки, убийцы, которые появляются в целом ряде серий, но, опять же, в каждой конкретной серии даётся достаточно информации, чтобы разобраться в чём дело. При этом есть романтические и трагические сюжетные линии главный и второстепенных героев, которые развиваются долго, некоторые занимают целые сезоны. То есть это не просто набор отдельных картинок, а изображение жизни людей. Схоже построен другой отличной сериал "Убойный отдел"/ Homicide: Life on the Street. В целом серия строится так: некий маленький сюжет на одну серию - решение проблемы, какое-то событие и пр. и развитие глобального сюжета, который может быть и не связан с эпизодным сюжетом.

   Но прежде чем продолжить разбор сериалов хочу остановиться на том, какие недостатки распространены в этих двух типах сериалов. В эпизодных сериалах основной проблемой бывает недостаток идей для новых серий, в них нельзя тянуть резину отношений героев, а нужно делать динамичные события. Такие сериалы обычно постепенно сходят на нет, так как пока идеи есть, она популярны, когда качество идей снижается, популярность постепенно падает и так же постепенно его закрывают, перестают снимать. Те же "Кости" к концу (к тому месту, где я перестал смотреть) становятся не интересными именно потому, что расследования становятся скучными, не такими яркими и закрученными как в первых сезонах. В них, так же как и в "Теории лжи/Lie to me", есть начальная идея, которую нельзя растянуть на множество серий, это идея становится заезженной и не интересной, если использовать двадцать серий подряд. Правда в "Костях" им удалось добавить идей, расширить материал, но это невозможно делать бесконечно.

   У сюжетных сериалов проблема схожа, но чуточку иная - начинаются проблемы с единым сюжетом. Невозможно разумно растягивать до бесконечности перипетии одной семьи, одной группы людей, одних героев. Постепенно разумность происходящего падает или просто становится скучно, так как ничего нового и неожиданного уже не придумать, все реалистические схемы уже использованы, остаётся создавать что-то алогичное, чересчур фантастическое. Именно такое произошло с хорошим сюжетным сериалом "Однажды в сказке/Once Upon a Time", где на второй сезон уже не хватило разумных идей и я его забросил уже где-то на второй серии, просто потому, что начался бред. А первый сезон очень даже хорош.

   Вернусь к тому, что сериалы редко бывают чистой породы, а значит и ошибки в них бывают обоих типов. В тех же "Костях" появляются и те и другие, правда очень не скоро, я досмотрел, кажется, до 7го сезона. И в зависимости от того какие проблемы вылезают раньше, тот аспект сериала и начинает напрягать. То есть может быть сюжет и хорошо продуман, но эпизодность скучная и именно из-за этого бросаешь смотреть сериал. Или наоборот.

   Ещё пару слов надо сказать о героях. Обычно они бывают положительные и отрицательные, так же бывают ни рыба ни мясо. Положительным чаще сочувствуешь, хочется, чтобы они побеждали и всё у них было хорошо, чтобы у них получалось. В этом плане показателен сериал "Однажды в сказке": там есть положительные герои, которым желаешь успехов и победы, а есть отрицательные, которые строят козни и проигрывают, но их не жалко. Так же там есть один интересные персонаж, который вроде бы и отрицательный, плохой, но я за него переживал. Дело в том, что у него были свои принципы и своя цель, и цель эта была отлична от нанесения всем вреда, принесения всем страданий. Он стремился к своему счастью, если так можно сказать, и приближался к нему не всегда хорошими методами, но всё равно он не всегда был однозначно противный. На мой взгляд, это самый сложный для авторов тип персонажа и встречается он редко.

   Всё написанное выше только вступление, объяснительная часть. В ней я не говорю ничего особенно интересного или нового, просто подведение базиса, чтобы перейдя к небольшой заключительной части, ради которой я и взялся это писать, автор и читатель говорили на одной языке с понятными терминами, говорили в одной системе координат. Чтобы потом не было долгих объяснений и обсуждений типа "что курил автор".

   Понятно, что в сюжетных сериалах (или сюжетных составляющих промежуточных по классификации сериалов) авторы растягивают сюжет как могут. В "Костях" (опять о них, простите, но они мне очень нравятся) может очень длиться какая-нибудь стадия отношений, например второстепенные герои могут пытаться пожениться целый сезон (там своеобразные и интересные сложности), а в сериале "Касл/Castle" главные герои весь сериал пытаются наладить романтические отношения, но в каждой сцене, где им вот-вот это получится, что-то или кто-то врывается и мешает им. Кстати, это меня начало раздражать к концу второго сезона (могу ошибаться, давно было дело), а всего их там не меньше пяти сезонов. Представьте себе: почти в каждой серии есть такая сцена и каждый раз её рушат посторонние. Под конец начинает бесить своей неправдоподобностью и бесперспективностью. Хотя бросил смотреть не по этой причине - эпизодность стала скучной, а сюжетность практически пропала.

   Вернёмся к растягиванию. Это можно делать по-разному, но чаще всего это делается с помощью всяческих неприятностей для героев. Вот об этих-то неприятностях и пойдёт речь. Их я бы тоже разделил на две части: нормальные и противные. Уточню, что они такие именно для зрителя, а точнее даже только для меня. Ни в коей мере не для героев. Нормальные - это такие, которые не вызывают неприязни. Ну скажем главного героя ранит злодей или по ошибке его сын. Понятно, что он не может умереть, что его вылечат и всё такое, а эта неприятность просто вызывает желание сопереживать герою. Или бывает такое: герои устраивают свадьбу, всё хорошо, гости уже в церкви, но тут оказывается, что невеста не может выйти замуж, так как уже замужем. Это можно по-разному обыграть, но можно и так, что всё это смотрится с юмором и, когда происходит не с тобой, эти перипетии приятно смотреть и приятно сопереживать героям. И приятно смотреть как они потом из серии в серию борются с этой проблемой, решают её, так как они честны, искренни и сильно любят друг друга. Или просто растягивание за счёт того, что не с первого раза что-то получается - это тоже неприятность, обычно правда пустячковая, но не вызывающая у меня как зрителя неприятных ощущений.

   Это такие нормальные, приятные неприятности. Но бывают и другие, с которыми я сталкивался и раньше, но особенно много их заметил в сюжетном сериале "Рухнувшие небеса/Сошедшие с небес/Falling Skies". Это противные неприятности, которые меня раздражают. Если у героя всё хорошо, он нашёл любимую женщины, взамен погибшей жены, освободил похищенного сына, то обязательно с ним, а лучше что бы с одним из его трёх сыновей что-нибудь случилось. Сначала с одним, потом с другим. Причём не какие-нибудь ранений, а скажем так подлости, подковёрная игра какая-то. Или часто бывает, что человек, которому полностью доверяли пару сезонов вдруг оказывается предателем и в самых ответственный момент предаёт. Интересно, что такое было и в "Костях", но там это было провёрнуто так, что практически не вызывало неприятных ощущений. Очень быстро предатель понял, что был не прав и из тюрьмы стал иногда помогать остальным героям. Но такое скорее исключение. И я задумался почему авторы сериалов придумывают такие подставы главным героям. И вот к чему я пришёл.

   Люди не любят, когда у других всё хорошо, не должно быть у героев быть так, это вызывает зависть. Если у героя всё отлично, любимая женщина, трое детей, то нужно устраивать ему гадости, чтобы зрители могли позлорадствовать говорю: вот тебе! слишком уж хорошо тебе было, так не бывает и не должно быть, ведь у меня вон...  И авторы сериалов эксплуатируют это свойство людей, а так как я не злорадствую, то и оказывается, что мне противно. Мне хватает гадостей и в реальной жизни, не для того я смотрю сериалы, чтобы ещё там их хватать. Наверное популярное чувство, раз его так используют. И, наверное, его легко запускать, как и многие низменные чувства, близкие к животным. Мне жаль, что его эксплуатируют, так же как и сексуальный аспект почти везде, особенно в рекламе.

   Наверно тем мне и нравятся сериалы типа "Костей" или "Убойного отдела", что там нет этих противных неприятностей. Кстати, а "Сошедших с небес" я бросил прямо на середины серии в начале третьего сезона, когда концентрация этих противностей достигла моего предела.


Оригинал в ЖЖ

0
1.262 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые