Министерская ИНСТАЛЛЯЦИЯ с культурно-историческим размахом
Во время бурных баталий, инициированных ДИССЕРНЕТом, по вопросу лишения нашего действующего министра культуры Владимира Ростиславовича Мединского, доктора политических наук (1999) – второго звания «доктора исторических наук» (2011) по несоответствию её содержания требованиям ВАКа – «виновник» споров организовал ГЕНИАЛЬНУЮ инсталляцию.
Изюминку инсталляции составляет «развал исторических трудов Мединского». Все издания в твёрдых обложках и на хорошей бумаге. Правда – не дёшево (было б круче, если – бесплатно!).
И развал этот организован в центре Москвы. Аж в самом МАНЕЖЕ (на его минусовом этаже – что добавляет инсталляции необходимую аллегоричность).
Но и этого мало, гениальность заключается в грандиозности (во многих значениях этого многогранного слова) декораций (Серебренников – отдыхает!).
Формально – то есть ОФИЦИАЛЬНО – декорации называются «историко-документальной выставкой "КОМИНТЕРН 1918-1924: строители нового мира" 25.05.17-09.08.17». Об этом монументально сообщается на временно возведённой стене (всё так и должно быть в настоящей столичной инсталляции XXI века).
Правда на билетах значится, что выставка называется «Картина И.Бродского "Второй съезд Коминтерна"» (так может быть это «двойная бухгалтерия»? – алё, гараж! – где там борцы с корупцией?, [о Навальном ни слова, ни-ни]).
Картина Бродского, конечно, бесподобна (а там их аж две, и обе авторские!). Но не так давно главная из них выставлялась. И всё в том же Манеже. Поэтому выставку сдобрили многочисленными эксклюзивами (правда, народу в пустынных залах они так и не прибавили).
Если портрет Ахматовой, работы Анненкова, хорошо известен по многочисленным репродукциям, то Айсидору Дункан, его же работы я разглядывал впервые.
А от портрета актёра ТЮЗА с мишкой (Шендеров, 1924) я оторваться никак не мог. Кто б думал, что такое сокровище хранится в запасниках ГТГ.
Озадачил меня и такой белый и пушистый «божий одуванчик» Кацмана (1923) всё из тех же запасников.
Но гвоздём "министерской инсталляции" , несомненно, является «Два наброска В.И.Ленина, выполненных на II конгрессе Коминтерна». Это из архивов Исторического музея. Бумага, карандаш, 1920 год. Автор (с трёх раз ни за что не отгадать!) – Л.О.ПАСТЕРНАК
Как тут не вспомнить гениальные строчки его сына, нобелевского лауреата:
[…]
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. [...]
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать
[…]
Ну что ж, следует признать, что министерская инсталляция почти удалась. А всего лишь «почти», потому что уж слишком пустынно и грустно в просторных залах с потрясающими раритетами. Правда, в 1960-х – 1980-х годах прошлого (то бишь ХХ-го) века художников-нонконформистов это нисколечко не смущало.
Может быть министр культуры ориентируется не на академическую классику (типа И.Бродского), а прям на них? Как на проверенную политику художественно-эстетической подачи постыдной продажи "в нагрузку" никчёмных трудов по истории моей многострадальной РОДИНЫ…