Два километра музея под открытым небом
Со студенческих лет любимым местом в Нижнем Новгороде была и остается центральная пешеходная улица. В те годы, приезжая в Нижний на сессии, мы, глубокие провинциалы, были уверены, что она испокон веков звалась Свердловкой, или улицей имени Свердлова. Потом узнали, что стала Большой Покровской, и недоумевали – зачем, почему? Ведь первое название было более значимым на наш взгляд, зашоренный идеологическим флером. Но и к этому привыкли. И только совсем недавно, когда внуки стали задавать вопросы, поняла, что надо самой для начала заглянуть в историю.
Но об этом позднее. А пока пройдемся по Покровке и рассмотрим то, что бросается в глаза в первую очередь. Кто бывал здесь, сразу поймет, что речь пойдет о нижегородских типах, так с немалой долей юмора называют контактные скульптуры, изображающие жителей города конца 19 века.
Пройти по Покровке наверное легче от площади Горького к Кремлю, ибо дорога ведет под уклон. Но я выбираю обратное направление – от площади Минина вверх – всего 2232 метра. Так, на мой взгляд, логичнее, потому что в начале улицы прохожих встречает бронзовый «Городовой».
Но прежде, чем подойти к нему, заглянем в сквер у фонтана. Это рядом. Здесь, на лавочке, присел «Читатель газеты «Из рук в руки».
Он увлечен чтением, и назойливых собеседников, подсаживающихся к нему , чтобы сфотографироваться, пытается остановить взмахом руки, мол, минуточку – не мешайте! О, сколько желающих было заглянуть к нему в газету с июня 2008 года, - не счесть! Именно с той поры, со дня 15-летнего юбилея этой газеты, сидит он на скамейке.
К импозантной фигуре «Городового» в этот раз, а были мы там в конце августа, близко не стали подходить. Задача у него наиважнейшая – наблюдать за общественным порядком. Да и другой персонаж, появившийся к Чемпионату мира по футболу, больше привлек внимание моих сорванцов. Это волк Забивака, символ нашумевшего события.
На «Чистильщика обуви», расположившегося неподалеку со своим немудреным скарбом, прохожие смотрят свысока.
Его прототипа полтора века назад тоже не жаловали. Ведь прогуливались по улице князья, генералы с семьями. А сейчас само по себе получается свысока: он сидит, мы – идем.
Сфотографироваться с «Фотографом с собачкой» никто из гостей города не откажется. Особенно, если с детьми прогуливаются. У кого-то камера на треноге вызывает больший интерес. Только веселый пёсик не вошел в кадр.
Пока идешь по улице, только успевай направо-налево поглядывать. Я уже писала, что несколько лет не замечала котов, охотящихся за голубями на фасаде учебного театра. Так увлечешься тем, что рядом перед глазами, что взгляд вверх не поднимаешь. А вот подняла, - и еще один обитатель улицы: Обезьянка-кофеманка.
Встала утром, вышла на балкончик с чашечкой кофе. Прохожие представили аромат, исходящий из ее кружки, и заглянули в кафе, что рядом, выпить бодрящего напитка. Но похоже, кофеманкой она была во времена располагавшегося внизу кафе «Мишель». Романтическое название. Сейчас же - сами посмотрите «LOOK».
Какое из значений этого слова имелось в виду, я так и не могла догадаться. Но обезьянка за это время(верно, не без чьей-то помощи) из кофеманки превратилась в хулиганку. Видите, как она наклонила чашку? Людей, входящих в кафе с таким названием, не жалко и кофе облить.
Театральная площадь, что напротив Драмтеатра, полна сюрпризов. Именных скамеек здесь несколько, но помечтать вот на этой, в тишине рядом с Евгением Евстигнеевым, вернее с его памятником, вряд ли удастся. Очень уж много желающих сделать фото на память. Хоть на миг представить, что сидишь с удивительным человеком, известным актером, к тому же земляком, и запросто так говоришь с ним за жизнь.
А детишки прямой наводкой спешат к «Веселой козе» или, как ее еще называют, Козе-дерезе.
Почему именно ее тут поставили, версий несколько. Одни говорят, что это символ Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза», который проходит здесь уже четверть века. Вторые намекают на другую «веселую козу» - изображение оленя на губернском гербе, где он стоит с легкомысленно поднятой (на взгляд многих) передней ногой, что и напоминает ясно кого.
Есть и еще другая, прямо сказать, героическая версия. В 17 веке в городе ночью случился пожар. Коза, спавшая в сарае, выскочила и понеслась по улице, наткнулась на пожарный столб и, запутавшись рогами в веревке от колокола, разбудила горожан. Пламя удалось погасить, а козу с тех пор славили на всех масленичных гуляниях. А так как "масленица" - праздник весёлый, то и коза, стало быть, - тоже.
Бытие элегантной скульптуры «Дворянская чета» наполнено такими же драматическими событиями, как и жизнь реальных ее прототипов – супругов Анненковых.
Помните, героев известного фильма «Звезда пленительного счастья» - Ивана Анненкова и Полину Гебль? Он – блестящий русский офицер, сосланный на каторгу после восстания декабристов, она - француженка, не знавшая нашего языка, поехавшая вслед за любимым в сибирскую ссылку. Эта любовь вдохновила Александра Дюма на создание романа «Учитель фехтования». (Все это я узнала совсем недавно, и появилось желание написать отдельный пост о жизни супругов в Нижнем Новгороде).
Но насколько одни трепетно относятся к этой истории, настолько другие беспощадны даже к напоминанию (в виде памятника) о ней. По старым сообщениям в СМИ помню, что скульптура не дожила до своего десятилетия, как попала на реставрацию, пострадав от рук вандалов. И второй случай совсем недавно. Узнала о нем случайно. Августовский снимок почему-то получился смазанным, решила в прошедшее воскресенье сделать новое фото, но… скульптуры на месте не нашла. Оказалось, она снова на реставрации. Поэтому первый снимок взяла из интернета, а этот - примерно пятигодичной давности.
«Гувернантка с мальчиком», должно быть, тоже шли со стороны Кремля. Устали и решили отдохнуть.
Малышу, наверное, скучно: ни одной лужи на улице, зря, выходит, брал он с собой кораблик! А гувернантке хочется почитать роман, - про любовь, конечно. Но какое тут чтение, если рядом такой сорванец.
А вот и самая очаровательная из застывших фигур – «Дама перед зеркалом».
Грациозна и непосредственна, - она ведь уверена, что любуется своей статью в одиночку. Невдомек красавице, что сотни людей каждый день становятся свидетелями этой сцены.
Завершает галерею «нижегородских типов» (конечно же, имеется в виду – типажей) «Почтальон с велосипедом».
Не чета «Городовому», но стоит, как хозяин. Потому что здесь его территория: рядом с главпочтамтом, построенном на месте бывшего ямского двора. Наверное, развез почту и отдыхает с сознанием выполненного дела. Порадовал людей, ждавших с нетерпением газету или письмо. Согласитесь, почта и раньше, и в наши дни играет заметную роль в жизни людей. Говорят, даже расстояния между городами раньше измерялись от почтамта до почтамта, и нынче ничего не изменилось.
На сегодня достаточно. Хотя и не о всех скульптурах, а их 12 (чтобы не перегружать пост), рассказала.
Спасибо всем, кто прогулялся вместе со мной!