Почему картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге"- ложь автора?
Илья Репин. "Бурлаки на Волге", 1870-1873 г.г.
- Уважаемый вы наш Илья Ефимович! Как можно-с, чтобы вы, сударь, так погрешили против действительности и ввели зрителей в глубочайшее заблуждение своей картиной? Это же чистейшей воды профонация - с...Какая нелёгкая дёрнула вас написать эту нелепую картину?
И какой скандал!....Какой скандал!...
Примерно такие слова услышал молодой, 29 - летний выпускник Академии художеств Санкт-Петербурга от министра Путей сообщения России. Репина отправляли вместе с его картиной "Бурлаки на Волге" на Всемирную выставку в Вену, куда были приглашены выпускники лучших Академий Европы.
Картина вызвала скандал уже потому, что в те времена труд бурлаков был почти сведён к нулю. Но всегда бурлацкий труд считался хорошей работой. За сезон на реке, бурлаки получали столько денег, что жили безбедно с семьями несколько месяцев. Даже изображая несчастные лица бурлаков в рваной одежде, Репин исказил действительность и отступил от жизненной правды. Бурлацкие артели были по 10- 40 человек, они собирались из безработных, бездомных и крестьян, что приходили в артели из-за плохих урожаев. Труд бурлаков оплачивался каждый день, поэтому люди сразу покупали себе крепкую обувь и одежду, а после работы переодевались и имели возможность пойти в трактир.
В XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах стоял большой барабан с тросом. Бурлаки садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они подтягивали баржу вверх по течению. Намотав трос, бурлаки вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.
Репин сам знал всю правду. Он помнил, как поехал на этюды в Самарскую область, и остался там на всё лето. Репин помнил, как однажды увидел артель бурлаков на Волге и решил их написать. Художник сам признавался, что у него не было желания ни поговорить с ними, ни узнать об их труде. Ему не был интересен ни быт, ни жизнь, ни условия работы бурлаков. Поэтому Репин утрировал внешний вид бурлаков, чтобы произвести фурор. Вот и получилась скандальная картина, ведь она была далека от правды жизни.
Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который ходатайствовал об участии молодого художника на выставке в Вене, а позже приобрел картину для личной коллекции.
На выставке в Вене картина И.Е.Репина "Бурлаки на Волге" была встречена с недоумением. Картина нисколько не соответствовала тому, какой богатой и промышленно-развитой была Царская Россия.
А всем в школах рассказывали о трудной жизни народа в Царской России.
RSS