Для тех, кто недавно взял в руки фотокамеру. Самые простые правила
«Ваши первые 10000 фотографий – Ваши худшие»,
- говорил великий мастер светописи Анри Картье-Брессон.
Я отношу себя к начинающим фотографам, хоть свой первый аппарат - самую дешевую мыльницу - я приобрела в 2010 году, когда переехала в Сочи, а старенькую "зеркалку" с двумя объективами подарила мне подруга в 2015-м. Семь лет непрерывного фототворчества.
И все же, считаю себя не фотографом пока, а лишь учеником фотографа. Но кое-какими знаниями я могу поделиться.
Ведь свои первые 10000 фотографий я уже сделала.)
Часто вижу в ленте новостей неплохие снимки, в которых присутствуют простейшие ошибки, без которых кадры были бы отличными. Всегда хочется подсказать, дать совет. Так уж мы устроены - любим давать советы.
В общем, вот они - правила - которые не стоит нарушать, если вы не профессионал фотографии. Касаются в основном - композиции.
1. Линия горизонта. Она должна быть перпендикулярной нижнему краю снимка - горизонтальной. То есть - горизонт не должен быть завален. Обычно. Не всегда в видоискателе можно разглядеть направление горизонта. Но его легко исправить в любом простейшем редакторе.
Да, иногда заваленный горизонт украшает снимок, но тогда на фото должен быть, как минимум - объект в движении. Лично я, стараюсь как можно реже использовать этот прием, не осмеливаюсь пока, для этого нужно иметь хорошее чутье художника или большие знания мастерства.
Правильная линия горизонта.
Попытка заваленным горизонтом показать движение полета.
2. Правило третей. Главное правило не только фотографов, но и всех, кто связан с изобразительным искусством (художники, дизайнеры).
Если очень просто, то площадь кадра нужно разделить на девять частей, как для игры в крестики-нолики. Три равные части по вертикали и три по горизонтали. Все!
Теперь ставьте самые важные предметы вашего снимка на пересечение этих воображаемых линий (или близко к ним), учитывая направление взгляда или движения объекта. Дайте взгляду пространство.
Девушка движется вправо, оставляем пространство слева.
Взгляд направлен влево, оставляем пространство справа.
Если же это линия горизонта, располагайте ее по верхней или нижней воображаемой линии, в зависимости от того, что вы хотите показать: небо или землю. Что важнее в этом кадре.
На этом кадре показываем грозовое небо, линия горизонта в нижней трети.
Здесь важнее показать морскую поверхность, линия горизонта в верхней трети.
Не ставьте предмет в центр кадра, а линией горизонта не разрезайте кадр пополам.
Впрочем, можно использовать это нарушение правила, но только, если вы уже достигли определенного мастерства. Лично я стараюсь не рисковать.
Иногда крупную фигуру в центре достаточно немного сдвинуть вправо или влево и кадр уравновешивается.
Понаблюдайте, как располагают объект в фильмах и сериалах. Или можно сходить в музей, посмотреть на картины знаменитых художников. Впрочем, наберите в Гугле - "правило третей картинки" - все станет понятно.)
3. Уровень глаз. Очень простое и важное правило. Снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз. Снимаете кошку - опустите камеру еще ниже. Представьте, где могли бы быть глаза у грибов, цветов, предметов. Старайтесь людей снимать тоже на уровне глаз.
Впрочем, это правило не запрещает нам ставить эксперименты с ракурсами. Главное - не переусердствовать.
Все эти кадры сняты с нижнего ракурса. Это делает объект максимально приближенным к зрителю.
4. Лишние детали. От того, что люди видят картинку в объеме, а на снимке получается двухмерное изображение, мы часто не замечаем лишние детали в кадре. Всевозможные деревья, столбы, фонари, руки-ноги, которые растут из тел наших объектов. Тут нужна просто привычка и терпение. Смотрим в видоискатель и обращаем внимание на мелочи. Чтобы ничего нигде не торчало и не испортило нам хороший кадр.
И никаких ковров, товарищи, на заднем плане. А также никакого домашнего хлама. Если уж вы хотите сделать приличный снимок, то следите за тем, что окажется у вас позади главного объекта.
Вот яркий пример: столб из головы продавщицы вербы. Обидный недосмотр. На следующем кадре уже лучше. Просто не все любят, когда их снимают, иногда приходится фотографировать впопыхах.
Всякие столбы, урны и провода - бич фотографов. Нужно уметь превратить их из помехи в преимущество. Мне пока не очень удается.) Можно, конечно, просто размыть задний план открыв диафрагму, но мои объективы не всегда позволяют это делать и вообще, это уже правила не для самых начинающих фотографов. Возможно, об этом будет другой пост. А пока еще несколько советов.
5. "Шевеленка". Избегайте движения камеры или объекта, которое дает нерезкое изображение. Можно обойтись без штатива поставив аппарат на что-то устойчивое, стол, скамейка в парке. Мне иногда приходится ставить на урны, а что делать, если уже темно, а снимать хочется. В лесу могу использовать просто палку, все же она делает камеру немного устойчивее. Иногда просто прошу сделать снимок сына, у него руки сильнее и не дергаются, как у меня. Ну и - нажимайте на кнопку спуска нежно, чтобы фотоаппарат не двигался.
Камера стоит на волнорезе, очень длинная выдержка.
Камера стоит на парапете. Выдерка 4 секунды. Ребенок героически лежал не шевелясь - чудо!
6. Заполняйте весь кадр. Тут взгляд зрителя уже ничто не отвлекает, ни одной лишней детали. Используйте этот прием.)
7. Что я хочу показать зрителю? Всегда задавайте себе этот вопрос, когда снимаете. Поймет ли тот, кто будет смотреть ваши снимки, что вы хотели выразить, что конкретно снимали? Выделяйте главный объект. Формулируйте для себя идею кадра.
«В каждой фотографии всегда есть два человека: фотограф и зритель»,
- Ансель Адамс.
8. Изучайте фотографии мастеров. Находите снимки в интернете, подпишитесь на странички и блоги лучших фотографов. Создавайте собственную коллекцию понравившихся снимков. Посещайте музеи и выставки. Обращайте внимание, как строят кадры мастера кино. Смотрите лекции о фотографии в Ютюбе. Изучайте живопись.
9. Больше снимайте. Пожалуй это главное правило. Если вы только что приобрели ваш фотоаппарат, то впереди у вас 10000 снимков, как говорил Анри Картье-Брессон, которые ведут вас к мастерству в фотографии. Только опыт, труд, терпение и желание позволят вам делать отличные кадры и получать огромное удовольствие от удачных снимков.
«Для фотографа важнее иметь очень хорошую обувь, чем очень хорошую камеру»
- говорил еще один мастер светописи Себастьяно Сальгадо.
Заканчиваю на этом. Хотела накатать правила по-быстрому - просидела пол дня, как всегда. Впрочем, не жалею.
На этот фотографический ликбез подвигли меня @tunguska, @yury-efim-off и еще несколько френдов, за чьим фото творчеством я слежу. Спасибо им за это!
Мой первый пост, который будет полезен не только начинающим фотографам тут: Съемка в общественных местах. Кто нарушает закон, фотограф или администрация учреждения?
В заключение традиционный фото-автограф. Сегодня это шутка. Называется "Оля готова к фото-охоте".
Поделилась своими фотографиями и мыслями я - ваша @oagalakova. До встречи, забегайте!