Мир как программа
Глядя на закаты, я думаю - это работа гениального художника. Глядя, как ветер несет осеннюю листву, я думаю - вот это производительность и у видеокарты, способной рендерить картинку с таким количеством деталей и в таком разрешении. Читая о разнообразии видов насекомых, я думаю, - похоже, студенческие работы, на букашках тренировались.
Чем большую роль программы занимают в нашей жизни, чем более сложные системы удается строить, тем больше аналогий хочется увидеть в этом в том, как устроен реальный мир. Тоже очень сложный. Тоже итеративный (помните историю, как младенец в утробе сначала похож на рыбу?. Тоже включающий одни и те же библиотеки во множестве разных программ (65% ДНК человека и курицы совпадают). Тоже включающий кучу устаревшего ненужного кода (соски у мужчин, копчик у всех). Легко представить себе, что мир создавался так же - как огромная операционная система с программами в ней, разработанная множеством коллективов разработчиков за долгий период времени, опираясь на разработки друг друга. Чем сложнее и непонятнее устройство микросхем и результаты работы программы, - а машинное обучение выводит эту ситуацию на совершенно новый уровень, - тем проще видеть эту аналогию. Впрочем, аналогия это может быть совершенно надуманной, потому что человеческое сознание - это машинка по поиску аналогий и образов, так что неудивительно, что она видит программный код в ДНК - как лица в облаках.
Разумеется, эта тема неоднократно была отработана в художественных произведениях. Вспомним хотя бы Слартибартфаста, получившего в романах Дугласа Адамса приз за разработку норвежских фьордов. А также - гениальный рассказ Юрия Нестеренко "Проект Genesis" - как Земля предполагалась в проекте с идеальным климатом, с молочными реками и медовыми берегами. Но по мере имплементации пришлось кое-что поправить.
Но ресурса в этом подходе еще осталось о-го-го сколько. Во всяком случае, ответ на вопрос, откуда в мире столько боли, так дать несложно - в любой программе есть баги.