Больше, чем хранители
Известный американский фотограф Энди Фриберг, сотрудничающий с журналами The Village Voice, Rolling Stone, Time и Fortune, впервые побывал в России ещё в середине 80-х. Как говорит он сам: “ Прилетел поснимать зимние пейзажи, мне нравятся черно-белые контрасты, хотя сам живу в Калифорнии”.
Тогда главной темой его фотосессий стало купание в проруби у Петропавловской крепости. Прошло более двадцати лет и Фриберг снова захотел посетить эти места. Ему стало любопытно, как за это время изменился Петербург да и сами люди, захотелось сделать несколько снимков для новой выставки.
Между делом решил сходить в Эрмитаж. Это и было началом его нового проекта “Хранители”: день за днём он снимал музейных смотрительниц непосредственно на рабочем месте, в выставочных залах. Фотограф был удивлён и даже несколько ошеломлён - настолько работницы музея напоминали ему охраняемые произведения искусства.
Я нашел их не менее интригующими, чем и полотна, за которыми они следят.
В какой-то момент Фриберг заметил, что сотрудницы музея вместе с картинами превратились в потрясающие трёхмерные арт-объекты.
Притворитесь, что меня здесь нет...
— это была единственная его просьба во время фотосессий в залах музея.
Тогда эти снимки стали частью большой фотовыставки в Хьюстоне. Затем по совету сотрудника российского Минкульта Энди продолжил фотосъёмки и в других музеях нашей страны: в Пушкинском, в Русском, в Третьяковской галерее. Так его коллекция снимков пополнялась время от времени. В итоге цикл составили 39 работ, а сам проект был удостоен награды от Photolucida’s Critical Mass book award .
В 2010 году фотографии были изданы отдельным альбомом, а через три года оригиналы работ посетители впервые увидели на выставке в Петербурге в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».
Такого ведь нет ни в одном музее мира. Обычно функции охраны выполняют люди в униформе с передатчиками, которые не сидят на стульях, а курсируют по залам. Здесь же каждая подчеркнуто индивидуальна. И вместе с тем они как будто нарочно вписаны в музейное пространство. У одной, сидящей на фоне картин Веронезе, выражение лица точь-в-точь как у вермееровской «Девушки с жемчужной сережкой», другая словно нарочно оделась в тона натюрморта над ее головой.
Третья как будто так же сидела здесь и двести лет назад… Я пытался разговаривать с ними, расспрашивать. Они, правда, все очень милые, хотя некоторым не нравилось, что я вообще тут снимаю.
На этом Фриберг завершил свой проект "Хранители", но "музейный опыт" его настолько вдохновил, что он обещал как-нибудь снова вернуться в Петербург.
источник фото