О СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ СИЛОЙ

Тема борьбы со злом и выбора методов этой борьбы, включая их обоснование, всегда актуальна в падшем мире (в мире после первородного греха). Ибо, в результате грехопадения прародителей в раю гармония душевных сил человека и его гармония с окружающим миром были нарушены. ВОЗМОЖНОСТЬ греха, заложенная в природе первозданного человека, превратилась в СКЛОННОСТЬ (ПРИВЕРЖЕННОСТЬ, УКЛОНЕНИЕ) к греху. При этом последствия грехопадения прародителей были столь сильны, что жизнь первых родившихся на земле людей началась с братоубийства: «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4: 8). В дальнейшем зло только расширялось и углублялось. По словам свв. апостолов: «весь мир лежит во зле»; «Если говорим, что не имеем греха, -- обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 5: 19).

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (из трагедии «Фауст» немецкого ученого и поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832). Эти, «знаменитые слова Гете», — как говорит доктор психологических наук, проф. Б. С. Братусь, — «носят поэтому отнюдь не метафорический, а прямой психологический смысл: и счастье, и свободу человек не может завоевать раз и навсегда, на всю оставшуюся жизнь, он (и это единственный путь) должен завоевывать, отстаивать их ежедневно» (Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988).

Однако, как следует отметить, — сопротивление злу требует определённого мужества, и порой — немалого. Иначе говоря, — требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут последовать в результате борьбы со злом и быть при этом весьма тяжкими. Ибо, люди падшего мира обычно весьма негативно относятся к людям Царства Небесного, идущим к Царству и просто — к отстаивающим истину. Это происходит потому, что Царство по своей духовной направленности противоположно падшего миру и несовместимо с ним. Как несовместимы истина и ложь с праведностью и грехом, и законы Царства с законами падшего мира! Мужество — это верность Богу, «противостоящая силам зла. Верность, которая без такого противостояния перестаёт быть сама собой» (Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Режим доступа: http://www.bible-center.ru/ru/note/20160605/main).

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что старец схиигумен Савва (Остапенко) в ответ на вопрос: «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?», ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем»

Священник Валерий Духанин отмечает, что «мужество — подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором — мужество — величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.
Добродетель мужества двояка — она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей».

Приведём по данному вопросу высказывания преподобных Оптинских старцев: «Бояться надо только грехов. А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус на краю пропасти…» (прп. Варсофоний); «Страх причиняет большой вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия. И без болезни болезнь приключается» (прп. Макарий)); «Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога…» (прп. Антоний); «Святой Давид говорит: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33: 8). А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, то не боится ни воров, ни мошенников…» (прп. Антоний); «Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь».

Невмешательство в проявления зла, — из-за страха последствий или равнодушия, — представляет собой ПАССИВНОЕ «потакание» и «соучастие» в неправедных делах. Наряду с этим отметим и весьма распространенные в различных сферах человеческой деятельности такие виды АКТИВНОГО «потакания» и «соучастия» в неправедных делах, как ЛИЦЕПРИЯТИЕ и ЛИЦЕМЕРИЕ, о которых много говорится в Священном Писании, и которые относятся к отрицательным поступкам.

Вообще, лицеприятие обусловлено тем, что страх перед начальствующими — превосходит страх перед Богом; желание получать от них земные блага — превосходит желание получать от Бога блага небесные; надежда на них — превосходит надежду на Бога и веру в Него. Однако хотя и «многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Прит. 29: 26). И «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа … благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (Иер. 17: 5, 7). Кроме того, и в Новом Завете ясно сказано, что лицеприятие является грехом: «если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9). Заметим, что погрязшие в человекоугодничестве и лицемерии творят беззаконие и ложь и из них «никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59: 4). Лицеприятие, лицемерие и лесть, — принося плоды, доставляющие греховные удовольствия, — духовно иссушают человека, направляя его на путь погибели. Ибо, всякая неправда есть грех (1 Ин. 5: 17).

Также отметим, что лицеприятие всегда лицемерно и корыстно, а один
из самых распространённых видов лицеприятия — ЛЕСТЬ, является тройным грехом:
● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве или лжи, изобретателем которых является дьявол;
● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и в действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя, ввести в соблазн (искушение), или подтолкнуть к греху, того, кому предназначена лесть;
● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству (лжи) льстеца, воспринял лесть, — как истину, — и впал в соблазн.

Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление — ЛЕСТЬ, является коварным и серьезным грехом, губящим, как самого льстеца, так и того, кто впадает от неё в соблазн. Ведь «льстивые уста готовят падение» (Пр. 26: 28). Кроме того, поскольку лесть, в основном, предназначена для имеющих власть (т. е. начальствующих), то результаты такого вида лести имеют и социальный характер, поскольку затрагивают, в той или иной степени, определенные группы людей. При этом льстец, вне зависимости от вида его лести, является учеником дьявола и последователем его действий, а «обличающий человека найдет после большей приязни, нежели тот, кто льстит языком» (Пр. 28: 23).

Какой же пример и эталон поведения человека, касающиеся сказанного, мы можем найти в Библии? Иоанн Креститель, которого царь Ирод боялся, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк. 6: 20), был заключен Иродом в темницу и обезглавлен за то, что говорил ему про Иродиаду: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6: 17, 18). По словам свт. Иоанна Златоуста Иоанн Креститель «усечен в главу за то только, что обличил Ирода» (Против иудеев. Гл. 8, п. 8).

Если бы Иоанн Креститель руководствовался земными соблазнами и мерками, то он вполне мог быть приближен к царю со всеми вытекающими из этого почестями и привилегиями. НО ДЛЯ ВЕЛИКОГО ПРОРОКА ИСТИНА БЫЛА ВАЖНЕЕ ПРИВИЛЕГИЙ, А ИСТИННАЯ ВЕРА — ВЫШЕ НАДЕЖД НА ЦАРЯ ЗЕМНОГО. И ОН ТЕМНИЦУ И СМЕРТЬ ЗА ИСТИНУ — ПРЕДПОЧЁЛ ЗЕМНЫМ ПРИВИЛЕГИЯМ И ПОЧЕСТЯМ ЗА ЛОЖЬ И ЛУКАВСТВО. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ПРЕДПОЧЁЛ ИСТИНУ И ВЕЧНЫЕ БЛАГА В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ — ЛЖИ И ВРЕМЕННЫМ НАСЛАЖДЕНИЯМ В ЦАРСТВЕ ЗЕМНОМ. Ибо Царство Божие — не от мира сего (Ин. 18: 36). Оно — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17) и — силою берется (Мф. 11: 12. См. также Лк. 16: 16). Поэтому, «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2: 19).

злосопротивлениелестьлицеприятие
25%
0
4
0 GOLOS
0
В избранное
dpetr
На Golos с 2018 M02
4
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые