СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ И РАВНОДУШИЕ

Русский философ и публицист И. А. Ильин (1883-1954) пишет: «И если, с одной стороны, резкий ответ, грубое требование, злобный поступок могут не исправить, а озлобить того, против кого они направлены, то, с другой стороны, уклонение от энергичного, определенно порицающего поступка, может быть равносильно попущению, потаканию, соучастию.

Человек злодействует не только потому, что он злодей, а еще потому, что он приучен к этому безвольным самоуничижением окружающих. Рабовладение развращает не только раба, но и рабовладельца; разнузданный человек разнуздан не только самим собою, но и общественной средою, позволившею ему разнуздать себя; деспот невозможен, если нет пресмыкающихся; “все позволено” только там, где люди друг другу все позволили» (1:56).

Как говорит английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Бёрк (Edmund Burke) (1729-1797): «Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его».

Если человек не противится неправедному поступку (т. е. молчаливо и бездейственно допускает его), то он также является виновным, поскольку повинуется несправедливости, а значит вносит свой вклад в победу зла над добром. Ведь грех — это неугодный Богу поступок, под которым понимается не только определенное действие, но и, в зависимости от воли Божьей, отсутствие должного действия. Иначе говоря, нарушить закон можно двумя путями: либо сделать что-либо законом запрещённое, либо не выполнить предписанных законом действий.

В Священном Писании ясно сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33: 15, 36: 27); «...перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16, 17); «...отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12: 9); «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4: 17) и др.

Свт. Тихон Задонский по данному вопросу отмечает: «Грех есть как-то, что законом Божиим запрещенное делается, так и то, что законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать, но грешно и бедствующему, например, утопающему в воде и проч., руку помощи не подавать. Ибо Бог в законе Своем повелел как уклоняться от зла, так и творить благое: уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33: 15); и как сказал: не укради, так повелел: просящему у тебя дай (Мф. 5: 42)» (цит. по 2:233).

По мнению И. А. Ильина: «Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо “зло” — не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая возможность и не “результат субъективной оценки”. Зло есть прежде всего душевная склонность человека…» (1: 13, 14). О трансформации отношения ко злу свт. Василий Великий говорит: «кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием».

Таким образом, злу не только можно, но и нужно сопротивляться, в том числе и силой. Иначе зло будет разрастаться и распространяться. Ведь «для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки» (Эдмунд Бёрк).

Аналогичная мысль высказана и другими авторами, в частности:

● древнегреческим философом Платоном (учеником Сократа и учителем Аристотеля) (427/428 – 347/348 до н. э.): «Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев»;

● св. Максимом Исповедником (580-662): «Молчать об истине все то же, что отвергать ее»;

● ирландским литературным и общественным деятелем Джорджем Бернардом Шоу (1856-1950): «Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»;

● русским писателем А. П. Чеховым (1860-1904) в повести «Скучная история»: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»;

● в эпиграфе к роману «Заговор равнодушных» польского и советского писателя, поэта и драматурга Бруно Ясенского (1901-1938): «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Роберт Эберхардт. “Царь Питекантроп Последний”)»;

● в эпиграфе к роману «Инферно» американского писателя и журналиста Дэна Брауна (1964): «Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтралитет»;

● в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: «возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель ... Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто» (слова Пьера Безухова. См. Эпилог. Часть первая);

● священником Александром Ельчаниновым: «Равнодушие верующих — вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие» (3).

Действительно, если люди не противятся несправедливости (злу), чужому горю, не участвуют в их устранении, молчаливо отворачиваются от этих вопросов, — поскольку у них всё в относительном порядке, или по причине равнодушия, или боязливости, или из-за жестокосердия, — то скоро может наступить противоположная ситуация, в которой аналогичная несправедливость и горе постигнут уже самих этих людей и их родственников! А другие — также не будут обращать на это внимание!

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» об этом повествуется так: «за дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».

По словам прп. Паисия Святогорца: «Когда что-то недуховно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира … Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? … Мы, православные христиане, должны отдавать себе отчет в том, что Господь спросит с нас за наше молчание и равнодушие, за то, что не стояли в истине, и не защищали ее … почему молчали, не обличали зло, почему самолюбиво замыкались на себе, когда вокруг духовно гибли люди?..» (4).

Иными словами, если мы будет надеяться, что мир изменится к лучшему без нашего участия в этом, то такие надежды — призрачны. А призрачность — не только обманчива, но и вредна, поскольку отвлекает и отвращает от насущного и главного! При этом чужое горе может довольно быстро трансформироваться — и в наше собственное.

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. — М., «ДАРЪ», 2005.
  2. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.
  3. Свящ. Александр Ельчанинов: афоризмы. Журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://foma.ru/svyashhennik-aleksandr-elchaninov-aforizmyi.…, свободный.
  4. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 2. Ч. 1. Ответственность Любви. 2. Само присутствие христианина есть уже исповедание веры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/…/P…/dukhovnoe-probuzhdenie-slova-tom2/2_1, свободный.
злоравнодушиес
25%
0
6
0.148 GOLOS
0
В избранное
dpetr
На Golos с 2018 M02
6
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые