Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
danil9097
6 лет назад

Значения жестов


На очередном тренинге «Работа с аудиторией», после упражнения по постановке жестов, меня спросили, есть ли список, какие жесты что обозначают. Я подумал и сказал, что напишу по этому поводу статью. Правда, что конкретно какой жест обозначает, я писать не стал. Во-первых, это просто невозможно, так как смысл жеста, вернее даже невербального сообщения, будет зависеть от кучи вещей – контекста, слов, мимики, голоса, позы т.д. и т.п. Во-вторых, чуть меняется напряжение мышц, скорость движения, направление – и значение самого жеста становится другим. Так что здесь я буду писать скорее о принципах и правилах «конструирования» смысла жеста.Как понять смысл жестаТак как жесты являются языком общения – мы их вполне понимаем. Только интуитивно. Так что самый простой способ понять значение жеста – это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок – руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность, и прочую чушь, - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка – наблюдать за другими людьми и стараться понять, что это жест обозначает для вас.

Зачем нужны жесты во время выступленияДействительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать. Словами. Без этих ваших штук.

Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает. Ну а так как жесты одно из основных «выразительных средств», то про них разговор в первую очередь.

Итак, что дают жесты во время выступления.

Первое – они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным, задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.

Второе – жесты позволяют лучше понять содержимое. Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.

Третье – при помощи жестов можно «адресовать» информацию, сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.

Четвёртое – жесты помогают структурировать информацию. Разложить по полочкам.

Как это конкретно сделать – дальше. Но в начале немного теории.

Последние два пункта относятся к маркированию, эту часть статьи я допишу попозже.

НЕМНОГО ТЕОРИИ
Жесты – словаЯ тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть.




Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.

А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.

Кинестетические и визуальные жестыУсловно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические. Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или показывает на реального человека или предмет: - Эта машина выглядит отлично.


Плакаты с кинестетческим и визуальным жестом.

Кинестетические жесты передают состояние, напряжение, показывают конкретное действие.

Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи, в основном, обозначается положение образа. А вот передаваемое состояние – интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся другими невербальными средствами – напряжением мышц, голосом, мимикой.

Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи «чисто» визуальных жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки.


Фидель Кастро и Саакашвили – оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.

При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится – если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.



Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.

Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.

Я, ты, информация
Жестами можно показать не только оценку – важно, интересно, плохо, - но и к кому эта оценка относится. Удобно эти сообщения поделить на три группы – о себе, слушателях и информации. Вот это тот самый пример, когда при помощи жестов мы указываем, к кому относится информация.

  • Я важен.

  • Вы важны.

  • Это (информация) важно.

Так как мы указываем, жесты получаются визуальные.



Я, ты, информация.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличные – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Иллюстраторы и манипуляторыПол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений – иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.



Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение – неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.

Анжелина Джоли: - Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать.


Мила Йовович: - Я волнуюсь.

Другое дело, что когда во время выступления оратор начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце, залом это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками.

Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства – например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.

Семён Фарада: - Надо подумать.


Леонид Парфёнов: - Ну и вопрос!

ЖЕСТЫ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ
Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью – без картинок текст воспринимается плохо.

  • Я думаю, - и показать на место, которым думаете.

  • Он был вот такого роста, - и показать рукой, какого он был роста.

  • Когда вы слышите, - и жест на ухо.

    Никита Михалков: - Я думаю…


Уго Чавес: - Я наблюдаю за тобой…


Михаил Задорнов: - Вот такого вот роста…

Размышление – покачивание расслабленной ладонью в области виска.

Александр Филиппенко: - Думая об этом…

Последовательность – вращательные движения кистями.

Ксения Собчак: - Я делала несколько важных дел…

ОЦЕНКА
Тут достаточно однозначно описать не получится – значение жеста будет зависеть от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего.

Как я и обещал, я буду описывать основные принципы. В этой группе находятся оценочные жесты. А у оценки будет несколько основных параметров, которые и передаются разными элементами жестов (а так же мимики, голоса и поз). Основные характеристики оценки:

Уровень важности. Невербально передаётся уровнем эмоционального возбуждения (уровнем адреналина).
Знак. Его довольно сложно передать жестами, так что обычно передаётся мимикой и голосом.
Уверенность - сомнение. Степень уверенности в том, о чём говоришь.
Уровень важности
Визуально – чем важнее, тем выше и шире. Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений.


Визуальные варианты.


Кинестетические.


Визуально-кинестетические.
Интенсивность переживания так же можно показать через метафору его «размера» - как если бы оценка была предметом.

Никита Михалков: - Совсем слабо.


Марк Захаров: - Немного.


Стив Баллмер: - Это сильное чувство!

Кинестетически важность показывается через «весомость» – чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто взвешивают чувство.
Рената Литвинова: - Это довольно весомо.

Уверенность – сомнение
Еще одна важная характеристики оценки – уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.

Визуально сильное сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Уверенность – четкими направленными движениями.

Фидель Кастро: - Мы однозначно не согласны.

Михаил Жванецкий: - Непонятная штука.

Искренность
К уверенности близка демонстрация искренности: - Я верю в то, что говорю. Само-собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.

Можно – ладонью или ладонями в области сердца.

Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: - От души говорю.

Ещё один вариант – расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно – честно».

Алина Кабаева: - Я? Да никогда!

Согласие – не согласие
Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Для отрицания есть специальные жесты. Например, отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.


Плакат: - Скажи «нет» алкоголю.


Юлия Тимошенко: - Нет, стойте!

2
0.371 GOLOS
На Golos с June 2018
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые