Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kungurtsev
7 лет назад

Аудиофилия, часть 1

 

 Если хочешь сам в чем-то разобраться или что-то понять, то нужно самому это объяснить, кому ни будь. Нормальное вступление, как вам? Я люблю слушать музыку. О музыкальных пристрастиях не буду, скажу лишь, что нравится музыка разных направлений. Я четырнадцать лет слушал музыку, преимущественно на своём рабочем компьютере. Компьютеры менялись, а звуковая карточка Creative Live! (4.0) переходила из одного системного блока в другой. Мне нравился ее звук через наушники. Он был лучше, скажем, чем звук из плеера того времени, телефона, домашнего кинотеатра. Совсем скоро я узнал об альтернативных драйверах. И даже по найденному совету на одном из форумов, наушники подключил в канал Rear (!) и во Front ни когда не лез, хотя громкость звука там была больше. Найденному совету я верил, потому, что качество звука именно в канале Rear обещали лучше. На мой слух я, в наушниках Thomson R450, увеличения же качества не замечал. Шли годы, звуковую карту я заменил сперва на Creative Audigy SE , затем на совсем уже продвинутую Asus Xonar D1, а наушники сменил на Sennheiser HD 598. Болезнь в таком виде не может не прогрессировать и на карточках были поменяны операционные усилители, и, конечно же, я точно слышал какую-то не существенную разницу в звучании, и мне казалось, что я двигаюсь в правильном направлении, я был счастлив. Какой же это был самообман. Так продолжалось полгода или год, я перестал слушать музыку как я слушал её раньше, для меня гораздо большим удовольствием стал анализ звучания, в голове рисовались линии выходящего из ЦАПа аналогового сигнала, эта синусоида проходила через операционные усилители (ОУ), через каскад попадая в выходной джек на звуковой плате, а далее уже конечно по проводам прямо на катушки динамических головок моих наушников. И рождалось чудо. Возникли вопросы, а как так происходит, почему замена операционных усилителей на звуковой карте меняет звук, улучшает его, почему производители звуковых карт не могут сразу устанавливать более крутые операционники. И много таких почему. Производители же видя варящихся в собственном соку аудиофилов стали предлагать для них решения, которые они хотели видеть. Сработал маркетинг и на прилавках очень быстро появились и карты с возможностью лёгкой, без паяльника, замены ОУ, рос стремительно выбор посеребрённых соединительных кабелей, ну и так далее. Есть спрос, будет и предложение. Кстати к слову, не бывает проводов из небескислородной меди, все соединительные, электрические провода и всё, что делают из меди кислорода не содержит и уже несколько десятилетий. Связано это с технологией производства. Вообще даже нет ни какого смысла в покупке дорогих соединительных кабелей, абсолютно, но об этом позже. Получать ответы на свои вопросы я начал с измерений с помощью программы RMAA. Подключал выход к входу той же звуковой карты, прогонял тест, получал результат. На разных выходах звуковой карты результаты были разными. Далее выпаивались операционные усилители и на их место впаивались стоявшие ранее, менее продвинутые. Тест повторялся, результаты повторялись тоже. Прочитайте последнее предложение ещё раз. Это меня впервые очень озадачило и стало очевидно, что измерительный тест не показывает ни чего нового. Вот это да, ведь это означало только то, что изменения в звучании, которые слышались после манипуляций, они были выдуманы! То есть на самом деле это мозг каким-то хитрым образом меняет представление о звуке и начинает казаться, что он стал намного лучше. Понятно, что когда ты готовишь еду сам, она кажется вкуснее, да и вообще, если что-то сам делаешь, то потом от результата собственной работы ты получаешь удовольствие. Так и здесь…   Погодите, ведь мы же слушаем наушники и подключаем их к звуковой плате, а они как известно обладают каким-никаким сопротивлением. А значит именно нагрузка в виде сопротивления влияет на звучание! Этот вывод надолго далее закрепил уверенность в том, что есть ОУ, которые справляются с нагрузкой лучше и дают так называемую детализацию в звучании, а есть плохие, в которых при нагрузке скажем 32 Ом звук становится ватным, сцена рушится, настроение портится и хочется скорее что ни будь изменить. Впрочем, действительно параллельное подключение наушников к звуковой плате и прогон с ними теста в RMAA показал незначительное проседание по низким частотам, чуть большее число гармоник и незначительное возрастание шумовой полки. Но связано это с тем, что при таком измерении для прохождения теста стало необходимо увеличение громкости на выходе, что и дало этот прирост:

На графике видна закономерность изменения графика гармоник (искажений в звуке) и шума при изменении усиления (увеличения громкости). Но много это или мало? Хочу дать краткое объяснение графика тем, кто ни чего не понял и жалеет, что дочитал до этих слов. На графике показан сигнал чистой синусоиды на частоте 1 килогерц, который подаётся через звуковую плату на вход этой же или другой звуковой платы и как мы видим, после прохождения всего пути от воспроизведения и до записи она перестаёт быть чистой и появляются гармоники (повторы) на 2,3,4 и так далее килогерцах, это и является искажением звука. Некоторые особенно упоротые аудиофилы считают, что четные гармоники облагораживают звук, а нечётные наоборот. Ну как искажения могут украсить звук? Если считаете так же, проведём простой эксперимент, наденьте на ваш монитор прозрачный полиэтиленовый пакет или оберните пищевой плёнкой. Ну или просто забрызгайте монитор чем-нибудь. Информация продолжает поступать с искажениями, изображение улучшилось? Нет. Другими примерами могут служить другие органы чувств. Но вернёмся к нашему графику. Как физически понять подъём шумовой полки от -130 до -120 децибел, много это или мало? Как можно это услышать? Или на графике возникновение гармоник аж до -85 децибел, насколько это сильные искажения? Вы прямо сейчас можете это проверить. Установите/откройте музыкальный плеер с возможностью отображения информации регулировки звука в децибелах (для Windows существует замечательный Foobar2000). Обладатели ресиверов (аудио усилителей) в системах "домашний кинотеатр" так же видят регулировку звука в децибелах. Для MacOs или Linux тоже можно найти проигрыватели с отображением в dB информации об уровне громкости звука. Есть такие продвинутые плееры и для Android и iOs. А теперь сядьте поудобнее, настройте громкость звука так, что бы в плеере у вас громкость была настроена на максимум (ноль bB), а в системных настройках звука до громкости, при которой вы можете комфортно слушать вашу любимую музыку. Включаем и внимательно слушаем. Уже слышите искажения? Не спешите, дайте ушам привыкнуть к музыке. Отлично, а теперь начинаем уменьшать громкость звука в плеере (ресивере). На -10dB уже звук кажется тише вполовину или больше. Продолжайте уменьшать громкость. Дойдя до -20dB громкости уже откровенно не хватает, но всё таки музыку слышно и дойдя до -30dB музыка становится фоном для всех остальных звуков в помещении, отлично слышно что происходит на улице. -40dB и становятся слышны только какие-то отдельные звуки в композиции, видимо самые громкие. Находясь в полной тишине и наушниках ещё можно разобрать что это за композиция. Дойдя до -60dB вы уже ни чего слышать не будете. Это порог для среднестатистического человека и все звуки находящиеся ниже, в том числе и шум и искажения в музыке, для вас оказываются неизвестными. Для восприятия они не существуют! То есть невозможно услышать искажения возникающие на -85dB в звуке даже если очень постараться. Попробуйте в плеере выставьте -85, а в системных настройках прибавьте на максимум. Что ни-будь услышали? 

0
5.453 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые