Библейский трэш - “мама!” Даррена Аронофски
Последние пару дней в голове царит полнейшая каша. Сигареты улетают пачка за пачкой, запасы целебного бальзама истощаются пугающими темпами, а виной тому - новый фильм Даррена Аронофски мама!(mother!) который не только произвел неизгладимое впечатление, но и стал весьма питательной почвой для размышлений.
Protozoa Pictures (с)
Он - известный поэт (Хавьер Бардем), она - его кроткая супруга (Дженнифер Лоуренс), исполняющая все обязанности по дому и создающая идеальные для творчества условия. Однажды идилию нарушает незнакомец (Эд Харрис), который посчитал их дом гостиницей и поэт радушно приглашает его переночевать. На следующее утро появляется супруга незнакомца (Мишель Пфайфер), затем - их дети и жизнь обитателей дома превращается в настоящий кошмар.
Protozoa Pictures (с)
Завязка сюжета звучит как прелюдия к камерному детективу, но Даррен - автор головоломного Фонтана, не менее головоломного Пи, безумного Черного Лебедя и беспощадного Реквиема По Мечте, так что не стоит смотреть этот фильм как триллер. Или хоррор, так как по большому счету - это скорее сжатая до театральных масштабов библия, волей режиссера превращенная в гимн мизантропии и помноженная на хаос картин Босха, философские труды Ницше, Фрейда и языческое поклонение матери-земле.
А если стал порочен целый свет,
То был тому единственной причиной
Сам человек: лишь он — источник бед,
Своих скорбей создатель он единый…
Данте Алигьери
Сцена за сценой фильм обрастает смысловой нагрузкой и погружается в настоящий хаос, в котором продолжая следовать своим главным приемам - резкому хип-хоп монтажу и обилию крупных планов, Даррен продолжает с хладнокровием паталогоанатома раскладывать по баночкам страсти и страстишки, человеческие пороки и глупость, медленно превращая строки из Библии в насыщенный микс из "Сияния" и "Ребенка Розмари".
Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.
Фрейд
Protozoa Pictures (с)
В интервью, Аронофски говорил, что Лоуренс - его муза, но мне кажется что он кого-то обманывает, ведь фильм за фильмом он буквально заставляет своих героинь пройти через эмоциональный ад - сходящая с ума Эллен Бёрстин и Дженнифер Коннелли участвующая в оргиях ради дозы в "Реквиеме", одержимая балерина- Портман в "Черном Лебеде" и теперь Лоуренс, которая хорошеет фильм за фильмом, а в "маме!" выдает настолько чувственного персонажа, что представив себя на ее месте ком становится в горле, а сдержать накатывающую волнами тошноту к финалу становится чертовски сложно. Я понимаю, почему на фестивальных показах режиссер извинялся перед зрителями, за то что им предстоит увидеть и ему в очередной раз удалось создать не просто фильм, а настоящее произведение искусства, которое как и полагается - не червонец золотой, чтобы всем нравится.
Собственно, Хавьер Бардем так же следует правилам Аронофски и его бог-поэт такой же крепкий персонаж как постановщик Венсан Кассель, Рассел Кроу и Хью Джекман. Видимо у него есть пунктик, насчет мужских персонажей, которые обязаны быть жесткими и хладнокровными. Возможно именно так режиссер проецирует себя в кадр, но это не то чтобы точно.
Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям.
Ницше
Так что если вы готовы увидеть историю грехопадения Адама и Евы, убийство Авеля Каином, пришествие и смерть Христа и, наконец, Страшный Суд в интерьере отдельно взятого особняка, при этом удалиться на максимально возможное расстояние от зоны комфорта - то два часа "мамы!" - как раз то что надо.
Cубъективная оценка 10 из 10
Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет солнце и светила.
Данте Алигьери
Автор текста @mishka