Про князя
Князь — повелитель по праву рождения. Говоря о русском Средневековье, значит — из династии Рюриковичей. Позднее, с XVIII века, титул князя, начали даровать дворянам за особенные заслуги. Русское наименование, как скандинавское и германские — «конунг», «Кениг», «кинг», — скорее всего, происходят и означают одно и то же — предводитель войска. Они — князья, конунги, кинги —ими и были, временными полководцами. Заканчивалась война, а с ней аннулировались и полномочия князя, предводителя дружины. Понятно, что и войско было не совсем профессиональное: ополчение собиралось по мере необходимиости. И в военное, и в мирное время все люди рода, включая князя, подчинялись решениям совета старейшин. Так же как и самые важные решения принимались на собрании народа — вече. Такая форма правления и была демократией, властью народа. www.gf96.com
В роду обычно начинает выделяться какой-то человек — или у него особые заслуги, или он обладает какими-либо яркими талантами, но, так или иначе, он становится «первым среди равных», начальником. Знавали такого и древние русичи. Назывался он «поконом», что буквально означает «начальник», или, если угодно, «изначальнию», «зачинатель». Возможно, он был основателем рода, главным в совете старейшин. Само это название вам и знакомо, и незнакомо одновременно. Вы говорите «Испокон», то есть «изначально», не задумываясь о том, что это буквально — «Со времен покона». Говорите «Покончить с чем-то» или «доконать кого-то», отмечая тем самым «Конец покона», вернее, конец его власти, перешедшей к князю. А само слово «покою» вовсе не означает конца чего-то; наоборот, это — начало. О значении слова В.И. Даль писал: «Покои... начало, раз или прием. Сделать что в три покона, не сразу, а в три приема». Более того, «покои» — не только титул первого среди равных, но и порядок, который он осуществлял, и который, до известной степени, олицетворял. У Даля: «Покои — исконный обычай, порядок, заведенье, поверье». И далее: «Поконом мир стоит», то есть порядком, законом.
А потом произошел, говоря современным языком, военный переворот — временный военачальник с дружиной из не желавших работать юношей захватил власть в роду, стал судить, собирать дань на прокорм войска, ставшего отныне постоянным. Теперь у князя были власть и земля. Он стал силен, богат и, кроме того, принял на себя часть жреческих функций — выступал посредником перед богами. Сохранились свидетельства того, что князя считали полубогом.
Власти князей упорно сопротивлялся Господин Государь Великий Новгород. Все его гордые прозвания не случайны: они подчеркивали, что власть здесь принадлежит не человеку, а всем новгородцам или, по-старинному, всему роду (народу) новгородскому. А владения их никогда не назывались княжеством, но — Землей Новгородской. Правили в городе, как известно, если не старейшины, то бояре, а вече имело большой вес. Князя же брали на временное кормление. Пускай повоюет, защищая границы и богатства Земли Новгородой, а там, по истечении договора, настанет время распрощаться с ним. Хоть бы это был сам Александр Ярославич Невский, хоть царь Московский Иван III (все равно ведь князь, хоть и великий). Нужно было не раз и не два опустошить город, сжечь его дотла, а новгородцев порубить, чтобы сломать родовой обычай, существовавший много веков. Нужно было пролить моря крови, чтобы все поняли: князь, и только он, волен миловать и казнить, он — полновластный хозяин, а не наемный вояка.
«Князь» — русское слово, а у южных славян местные правители назывались «жупанами». Напомню, жупа — славянское поселение, позже, вплоть до начала ХХ века, — название административно-территориальной единицы у южных и западных славян. До сих пор так называют область в Боснии, районы в Сербии и Далмации. Кроме того, жупаном называлась мужская и женская верхняя одежда поляков и украинцев. Иными словами, жупан — свой административный начальник, из местных. Может быть, выборный. Но воевать он был не мастак. Для этого нужны были, князь с дружиной, профессиональные воины.