CCLXXI. Точка невозврата. Мозговые интерфейсы на страже здоровья
…. год 2198
Путник спал так крепко и так долго, что его тело затекло. Попытка пошевелить рукой с первого раза не дала результата. Медленно поднявшись, затерянный в апокалиптическом безлюдье Путник принялся растирать конечность, чтобы вернуть ей чувствительность. Поглаживаем, пощипываем, разгонял кровоток.
Странно, но он не почувствовал ни капли волнения, когда рука отказалась его слушаться. Сказалась многолетняя привычка к той жизни, где даже парализованные пациенты могли заниматься спортом благодаря высокотехнологичному экзоскелету. А недуги вроде депрессии или эпилепсии лечились раз и навсегда путем вживления в мозг крошечного гаджета...
Сознание Путника уже не могло смириться с мыслью, что какие бы то ни было способности организма могут оказаться утраченными навсегда.
…. год 2018
До того как мозговые интерфейсы станут привычной частью нашей повседневной жизни, остается как минимум лет двадцать — и это по самым оптимистичным прогнозам. Однако такие гаджеты уже существуют, разрабатываются, тестируются и даже продаются. Контролируемый мозгом интерфейс представляет собой синтез возможностей человеческого разума и компьютерных технологий. Применяться он может в самых разных отраслях деятельности, облегчая нам как рабочие, так и творческие процессы.
Например, уже существуют приборы, с помощью которых сотрудники правоохранительных органов во время допроса могут считывать мысли прямо из головы подозреваемого. Есть устройства, которые позволяют силой мысли набирать текст на клавиатуре или создавать изображения в графическом редакторе. Чтобы не растекаться по теме слишком широко, сегодня мы сфокусируемся только на одной области применения компьютерных интерфейсов — а именно, медицине и здравоохранении.
На сегодняшний день работа неинвазивных интерфейсов обычно основана на получении ЭЭГ с закрепленных на голове датчиков. Таким способом можно управлять курсором компьютера, инвалидным креслом, дроном, протезом руки и даже осуществлять коммуникацию между двумя человеческими мозгами.
В 2006 году в Лаборатории нервных систем Вашингтонского университета впервые провели эксперимент, во время которого неинвазивный интерфейс управлял роботом-гуманоидом по имени Морфей. Испытуемый силой мысли посылал роботу команды относительно того, куда ему надо двигаться, какой предмет взять и куда его отнести. Этот момент можно считать переломным в истории нейронауки.
Обрести движение
Одна из первоочередных задач компьютерных интерфейсов в медицине — облегчить жизнь парализованным пациентам и людям с проблемами двигательного аппарата. Пациентам уже успешно вживляют протезы «рука робота» — искусственная конечность контролируется мозгом, как живая. Полностью парализованные пользователи могут пользоваться планшетом благодаря тому, что ученые научились выделять соответствующие мозговые сигналы и передавать их гаджету. Уже существуют бионические глаза, которые возвращают людям зрение. Ушные импланты помогли уже более чем 300.000 пациентам обрести слух. Ведутся испытания миниатюрных имплантов, которые будут справляться с болезнями наподобие диабета без применения лекарств, напрямую посылая команды внутренним органам.
Наиболее изощренные интерфейсы работают в двух направлениях. Они умеют как записывать сигналы из нервной системы, так и стимулировать эту систему. Такие гаджеты способствуют укреплению связей между двумя зонами мозга или между головным и спинным мозгом. Изменяя направление движения информации из мозга вокруг поврежденной области, они в буквальном смысле реанимируют травмированную конечность.
Все еще не Супермен
Только не надо думать, что чудодейственные интерфейсы превратят вас в супергероя. По сравнению с динамикой здоровых людей, движения пациентов с интерфейсами более заторможенные и менее точные. Бионические глаза не дают картинку высокого разрешения. Ушные импланты позволяют разобрать речь, но не дают возможности полноценно насладиться музыкой.
Еще один важный минус технологии заключается в том, что в слишком многих случаях электроды необходимо вживлять в тело пациента хирургическим путем — на что готовы пойти, естественно, не все. Специалисты не скрывают того, что электронные импланты способны вызвать образование рубцов или нежелательные реакции иммунной системы. Кроме того, их эффективность может снижаться со временем. В перспективе, улучшить ситуацию помогут изделия из гибкого биосовместимого волокна.
Пыль, которую не смахнешь
Неврологическими расстройствами страдает примерно 20% населения Земли. Достижения нейронауки призваны помочь в борьбе против эпилепсии, болезни Паркинсона, не поддающейся традиционному лечению депрессии и прочих подобных недугов. Для этого, видимо, потребуется вживление в мозг крошечных сенсоров. Пока что их тестируют на крысах.
Эти устройства размером с крупную песчинку получили название «нейропыли». Нейропыль вживляется в нервы и мускулы грызунов, чтобы отслеживать их неврологическую активность. В будущем устройства существенно уменьшатся в размерах и станут по диаметру тоньше человеческого волоса. Наряду с функцией контроля нервной системы, они смогут принимать сигналы от внешнего компьютера и соответствующим образом корректировать работу организма. Например, подавлять мозговую активность, которая вызовет эпилептический припадок.
Это порождает закономерные вопросы. Если электронные устройства помогают контролировать поведение человека, можно ли хакнуть их так, чтобы подтолкнуть носителя на асоциальное поведение? Скорее всего, можно. На самом деле, даже хакать ничего не надо: доказано, что неинвазивная транскраниальная магнитная стимуляция может временно изменить способность человека давать моральную оценку своим действиям. Транскраниальная микрополяризация, которая применяется для лечения депрессии и хронических болей, тоже приводит к изменениям состояния психики. Этическая сторона использования интерфейсов пока остается для нас темным лесом.
Кто куда копает
Поворотным для нейронауки стал 2013 год. Именно тогда Еврокомиссия запустила Human Brain Project — масштабный проект, направленный на исследование деятельности мозга и когнитивных способностей человека и развитие смежных компьютерных технологий. В этом же году в США стартовал проект Brain Initiative. Аналогичная исследовательская работа активно ведется в Китае, Японии, Южной Корее, Канаде, Латинской Америке, Швейцарии, Израиле и даже на Кубе. Крупнейшими частными игроками индустрии являются Facebook, Kernel и Neuralink (которой владеет Илон Маск).
Впрочем, надо понимать, что в лаборатории работа с интерфейсами получается более эффективной, нежели в условиях реальной повседневной жизни. Во время эксперимента стоит тишина, участников никто и ничто не отвлекает. Процессу предшествует долгая и скрупулезная подготовка, а сам эксперимент длится ровно столько, сколько требуется, чтобы доказать желаемое. При перенесении в менее благоприятные условия те же технологии выдают гораздо менее впечатляющие результаты.
В любом случае, нам с вами повезло. Мы живем в то время, когда даже самая глубокая старость перестает ассоциироваться с беспомощностью, а самые опасные болезни поддаются лечению. Главное — берегите мозг, он у нас главнокомандующий.
…. год 2198
Рука Путника полностью восстановилась. Он немного размялся по старинке, без тренажеров, включив лишь пульсометр и счетчик сжигаемых калорий на браслете умных часов. После основательного отдыха его выносливое тело было вновь готово к серьезным нагрузкам дороги...
Автор: @blackmoon
Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion