[Прозаические миниатюры]. А что, рванём все на Тунгуску? Часть 14.


Ну, и живут же эти староверы! Прошли по двору, зашли во внутрь дома, а никого так и не увидели больше. Где народ то? Как-то странно и неуютно. Но это так, первоначально. Сбросив с себя всё «навьюченное», раздевшись по пояс, мы дружно вывалили из избы во двор к колодцу, чтобы умыться всем с дороги. Выкрутили из колодца ведро воды, стали плескать-умываться, прикрикивая, смеясь и плеская, воду друг на друга. На крыльце появился хозяин и недовольно бросил нам: «Воды поменьше лейте, а то сейчас по всему двору пональёте здесь!»

«Блин, воды жалко стало!» – подумал я. «Точно сказал Сергей, настоящие кержаки, воды стало даже нам жалко…» – мелькнула у меня мысль, после чего я демонстративно вылил на себя остатки воды из ведра. Хозяин, молча, развернулся и исчез в дверном проёме сеней.

После «водных процедур» всей компанией опять ввалились в дом, но нас тут же, на пороге осадил голос хозяина: «Всем на входе сбросить обувь и проходите к столу!» Ну, что ж, приятного аппетита, гостеньки дорогие!» – произнёс я так, чтобы слышал хозяин. А он даже и не обратил на мои слова внимания. Сам сел-водрузился во главе стола, рукой провёл-показал нам на стол, как бы приглашая присаживаться, и сказал: «Присаживайтесь, примем для поддержания жизни нашей, что Бог послал!» А Бог тогда нам послал – рыбы солёной и маринованной, мяса копчёного и вяленого, солёных огурчиков и помидорчиков, лук и, конечно же, черемша. А как без неё? Тут, видимо не одно застолье не обходится без этой «чудо травы»! Ну, и далее – хлеб, хотя это отдельная тема.

То, как относятся здесь в Сибири к хлебу, заслуживает отдельного повествования.
Огромную, круглую, самовыпеченную булку-буханку или целый каравай хлеба хозяин взял со стола бережно двумя руками. Наклонился к нему, втянул хлебный аромат ноздрями, при этом театрально закатив глаза, показывая нам, как же он хорош! Потом приподнял над головой этот хлебный круг, произнеся: «Какой прекрасный ныне хлебушко испекли! Спасибо, Господи, что помог нам обрести его! Не для насыщения живота своего, а только во благо! Слава тебе, Господи!» У меня чуть было не вырвался предательский смешок. И не удивительно, было то время советского прошлого и атеистическое восприятие сидело в каждом из нас.

А вот то, что произошло далее – для меня врезалось в душу и осталось в памяти навсегда.

Хозяин по-деловому и с таким серьёзным видом «государственного деятеля» не менее того, прижав к своей груди эту булку-буханку хлеба, стал ломать хлеб крупными ломтями и раздавать всем сидящим. Я бы, может, и не обратил на это внимания, но сидящий рядом со мной Сергей тихо так на ухо мне сказал: «Староверы хлеб всегда только ломают, ножом никогда не касаются его. Запрет ещё с давних-давних пор!» Ну, теперь и я обратил на это внимание, да и запомнилось это действо надолго. Потом ещё не раз приходилось наблюдать то же самое в Сибири и не только у староверов, это правило «перекатилось» и на других людей, живущих рядом с ними. Целый ритуал.

Из всего, что мы едали на этом «приёме» мне понравилась маринованная рыба. Точнее таймень и хариус. Просто объедение! Ничего подобного до этого не ел. И ещё очень вкусное вяленое мясо. Язык проглотишь! Как сказал хозяин – готовим по старинным русским рецептам, да и с молитвою. Потому и вкус такой замечательный. Жизнь сразу же стала прекрасна, мгновенно забылись все трудности пути. И на душе, и в животе было приятно, захотелось спать. Дрёма стала наваливаться мгновенно.

Спиртного как я понял, они совсем не употребляют, что для нас тоже было большим удивлением по тем временам, потому как у нас «принимали» все и по поводу, и без него. Ну, а в праздники – это «святое дело», как любили выражаться у нас, желающие того самого «праздника» и как можно чаще. И им его давали. Праздник за праздником, работать было просто некогда. Нам постелили тут же на полу в углу этой огромной «горницы-зала», я даже и не помню, как я добрался до этой лежанки и упал на неё спать. Спали мы все, как в яму провалились!


© Copyright: Евгений Заикин, 2011
Свидетельство о публикации №211050200321
https://www.proza.ru/2011/05/02/321


Фото размещено из открытых источников Интернета.


3.jpeg

Новый клиент экосистемы блокчейн-платформы Голос для поэтов.
Проголосовать за делегата Stihi-io можно по данной ссылке ЗДЕСЬ


Счастья всем, любви и благополучия в Ваших семьях!
Заходите ко мне @evgeny-zaikin
С Вами был, как всегда я - Евгений!

stihi-ioпрозаические-миниатюрыпрозаминиатюратунгускастопкран
25%
0
154
3.918 GOLOS
0
В избранное
Евгений
There is no way to happiness. Happiness is the way!
154
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые