Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

ДОМ ИСКУССТВ. НИКОЛАЙ ФОРЕГГЕР

Автор @engelgardhistory

Анонс-преамбула здесь


Первый советский фокстрот “Джон Грей” был написан в 1923 году. Его автор композитор Матвей Блантер вспоминал: “Я устроился заведующим музыкальной частью к Фореггеру в “Мастфор”. Компания подобралась неплохая - Владимир Масс, Сергей Юткевич, Сергей Эйзенштейн. Николай Фореггер блестяще ставил обозрения, вставляя туда зарубежные шлягеры. И я сказал Володе:”Что мы лаптем щи хлебали?, сами напишем!”. Наше сочинение побило все рекорды популярности”. Песенка была даже записана на пластинку, что в то время было невероятно трудно.


Студии “Мастфор” театральный сценарист, режиссер и художник Николай Фореггер дал название от своей фамилии - Мастерская Фореггера.


Открылась она в Доме печати, бывшем особняке князей Гагариных, потом Головиных, и, наконец,“ситцевых королей” - купцов Прибыловых. Как то Маяковский посетовал наркому просвещения, что поэтам и журналистам негде в Москве собраться. Анатолий Луначарский не мог отказать стабильно любимому революционному поэту (в кругу друзей, нарком, читавший поэзию в подлиннике на 5 языках, говорил, что будет поддерживать Маяковского всегда). Ведь уже были написаны “Мистерия-буфф”, “Клоп”, “Баня” с призывом очищать общество от человеческого “хлама”.

Разговор был в январе 1920 года. А 3 марта в “Известиях” появилось объявление, что открыт Дом печати, и будет прочитана лекция “Из истории большевистской печати”. Правда, с самой печатью пока было туго. Поэтому у литераторов наступил “кафейный период”, когда в ходу было устное общение в кафе. Недалеко, в Камергерском переулке в особняке Одоевских разместился МХАТ, и тут же открылось кафе “Десятая муза”. Это название, по шекспировской десятой музе, они дали “самому важному для нас виду искусств” - кино. К их компании часто присоединялись Валерий Брюсов, Всеволод Мейерхольд, Юрий Олеша, Давид Бурлюк. Вместе они обсуждали перспективы этого нового искусства:
Для нас ты будешь Музою десятой
И в десять раз прекрасней остальных.

Все вдруг стали стихотворцами, то что так верно почувствовала Анна Ахматова:
Все в Москве пропитано стихами,
Рифмами проколото насквозь…

Все смело стряхивали прах старого мира со своих ног. Но поэты-провидцы ощутили приближение чего-то недоброго. Именно в “Десятой музе” Валерий Брюсов пишет “Помни о смерти” - “Memento mori” (приветствие французских монахов ордена Св. Паулина в 17 веке). А немного позже в квартире Бориса Бера киевлянин Михаил Булгаков прочитает первые главы “Мастера и Маргариты”. Воланд был где-то рядом:
Ища забав быть может сатана
Является порой у нас в столице...

В новом помещении нашлось место и для студии. И компания в “Мастфоре” собралась действительно выдающаяся.

Владимир Масс “зашел и остался”, писал буффонады, вместе с Фореггером поставили спектакль “Хорошее отношение к лошадям” Маяковского. В 1932 году Борис Шумяцкий, руководитель кинематографа, предложил Александру Григорьеву снять советскую музыкальную комедию (мы не хуже американцев!). Так Масс стал сценаристом фильма “Веселые ребята”. Правда, как раз во время съемок он был арестован и сослан в Тобольск, а потом было 10 лет жизни на 101 километре. Фильм чуть было не запретили. Но “товарищ Сталин смеялся”, когда смотрел фильм, это его и спасло. Спасибо вождю, теперь смеемся и мы. Смеемся, и когда слушаем искрометные интермедии для Тарапуньки и Штепселя, Мироновой и Менакера, Аркадия Райкина, автором которых был Масс вместе с Михаилом Червинским.

Сергей Эйзенштейн в Москву приехал из Риги, чтобы учиться в Академии генерального штаба на переводчика, но влился в “Мастфор” как постановщик, а уже в 1925-м вышел на экраны “Броненосец “Потемкин”.

Сергей Эйзенштейн, Николай Подвойский, Григорий Александров


Сергей Юткевич в октябре 1917 года 13-летним подростком бежал с семьей из революционного Петрограда в Киев, поселились на Крещатике, 25 (в Пассаже). Здесь и началась дружба двух будущих режиссеров и сценариста, в то время 15-летних. Его друзьями стали Григорий Козинцев и Алексей Каплер. А в 1921-м выехали вместе из Киева в Петроград навстречу славе. Вместе они написали Манифест “Эксцентризм”, основали Фабрику эксцентрического актера (будущий “Ленфильм”). А потом Юткевич поехал в Москву учиться на Высшие режиссерские курсы и одновременно участвовал в “Мастфоре”. Он стал певцом революции, создав сериал о Ленине, начиная с фильма “Человек с ружьем”, сценарий для которых написал Каплер. В 1939-46 (!) годах возглавлял Ансамбль песни и пляски НКВД.

Осип Брик руководил в “Мастфоре” литературной частью. С ним часто были неразлучные тогда Лиля Брик и Владимир Маяковский. Экспромты из поэта так и сыпались, он также часто оформлял афиши.

Осип Брик, Владимир Маяковский, Борис Пастернак с группой ЛЕФ. 1925 г


Федор Кнорре, потомок династии ученых- астрономов, внук директора Пулковской обсерватории, приехал в Москву из Петрограда, где учился на “Фабрике эксцентричного актера”, а в “Мастфоре” стал инструктором по акробатике и постановщиком цирковых реприз.

Сергей Герасимов и Тамара Макарова начинали у Фореггера как актеры. “Молодая гвардия” и все Сталинские премии были еще впереди.

Борис Бер, историк и композитор, ученик Глазунова, ставил музыкальные номера.

Но музыкальной душой коллектива был все же Матвей Блантер. Это уже позже каждая его песня стала вехой советской истории: “В лесу прифронтовом”, “Песня военных корреспондентов”, “Присядем друзья перед дальней дорогой”, “Футбольный марш”, и, конечно, народная любимица - “Катюша”.

Общая установка того времени была: “Долой Пушкина, Толстого, Чехова с их реализмом и бытовщиной. Форма важнее содержания. Театр не должен слепо повторять жизнь”. За 4 года существования поставили массу антреприз, буффонад, пластических танцев, 8 спектаклей, в том числе “Спектакль шарлатанов”. Еще в Киеве написав исследование о французском “Театре 4 масок” и взяв себе псевдоним “Капитан Фракасс” из Теофила Готье, Фореггер ставил пародии так, что все катались от смеха.

Каждый из них был талант сам по себе, но так и хочется патетически воскликнуть: Фореггер дал им путевку в жизнь! В чем то это действительно так. Жизненный путь самого Николая Михайловича Фореггера фон Грейфентурна начался в Киеве 24 марта 1892 года, о чем более подробно я скажу позже.

А пока шел год 1923, они были молоды, им было весело, они танцевали фокстрот.

Фокстрот "Джон Грей",1923 г. / Foxtrot "John Gray", 1923


Изображения из архива автора и с лицензией ССО
Видео Evgeniy Shmukler


Stablecoin MILE

11
159.292 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые