Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Философский анализ статьи Рихарда Вагнера «Искусство и революция»

Автор @st1ng

Изучая историю философских учений, невозможно обойти стороной воззрения мыслителей на такое явление, как революция. История человечества в Новое и Новейшее время пронизана разнообразными социально-политическими катаклизмами, сметавшими вековые, казавшиеся незыблемыми порядки. Революционные потрясения сопровождались бесчисленными страданиями миллионов людей, разрушением материальных ценностей, экономическим упадком и войнами.

Чрезвычайно актуальной проблема революции – революции социально-экономической – стоит и в наше непростое время, когда со всей очевидностью проявилась нестабильность и, подчас, и неэффективность, сложившейся в XX веке модели развития капиталистического общества.

Идея революции пронизывает европейскую социально-политическую мысль, по крайней мере, на протяжении последних трех столетий. Хотя это вовсе не означает, что тенденции к радикальному, насильственному изменению общественных отношений не существовало раньше. Напротив, борьба с несправедливостью, жажда освобождения человека от произвола и насилия разворачивалась очень давно, со времен древних цивилизаций, в первую очередь греческой и римской. Однако в наиболее концентрированном виде представления людей о революции сформировались именно в период Нового времени, когда рухнула феодальная система и на смену ей пришел капитализм с его жаждой все новых и новых богатств и ресурсов.

Революция понимается нами сегодня как «радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, либо резкий скачок в развитии природы, общества или познания, сопряженное с открытым разрывом с предыдущим состоянием». Естественно, что такой «разрыв» или «скачек» не может не сопровождаться насилием, борьбой (в том числе с применением самых изощренных средств уничтожения человека человеком), разрушением всего и вся.

Собственно говоря, идеологи марксизма, проповедовавшего идеи классовой борьбы и разрушения старого мира, глобальной пролетарской революции призывали именно к этому. В марксизме сам институт государства понимался как «оружие имущих классов», используемое для защиты их интересов, что и обуславливает стремление это «классовое» государство разрушить, уничтожить, а затем уже построить новое «счастливое» общество, в котором не будет угнетения и порабощения. Однако предшествовать этому должна ожесточенная борьба классов, или социальная революция, в основе которой лежит «конфликт между развившимися производственными силами и старыми, отжившими производственными отношениями».

Вместе с тем, необходимость кардинального переустройства существующей системы социальных отношений сопровождалось и осознанием невозможности такового переустройства без радикального изменения человеческого мировоззрения, восприятия окружающего мира и своего собственного отношения к этому миру. Уже в период Великой французской революции лидер самого радикального революционного течения якобинцев Максимилиан Робеспьер, обосновывая необходимость и даже «полезность» революционного террора, в то же самое время рассуждал о стремлении людей, революционной толпы к «возрождению добрых нравов», «распространению всех добродетелей» во имя «вечного торжества свободы».

Анри Сен-Симон шел еще дальше, предлагая раз и навсегда отказать от вооруженной борьбы как таковой. Однако та самая уже упомянутая Французская революция, начавшаяся под лозунгами торжества разума, свободы, равенства и братства, сопровождалась кровавым террором и в последующие годы привела к власти Наполеона, утвердившего военную диктатуру.

Однако в своем сообщении я хотел бы остановиться на понимании идеи социальной революции в эстетике немецкого композитора и мыслителя Рихарда Вагнера, опираясь преимущественно на его статью «Искусство и революция», содержащей в себе глубокие отличительные черты от «теорий» насилия и всеобщего разрушения, которым так или иначе сопровождаются социальные революции, происходящее, в том числе, и в наши дня (стоит взять лишь примеры «арабской весны», наглядно демонстрирующей антиобщественные по своей сути основы революционного взрыва).

В статье «Искусство и революция» композитор в более или менее систематизированной форме излагает свои представления об идеальном общественном устройстве и о месте искусства в будущей мировой гармонии. Написанная после поражения революций 1848 года, в обстановке немалого общественного пессимизма относительно возможности коренным образом изменить мир в лучшую сторону, статья Вагнера полна задора и уверенности в скорой победе революции. Однако что это за революция? Идея вагнеровской революции указывает иной, ненасильственный (через возрождение культуры и духовности) путь изменения существующей системы общественных отношений.

Продолжение следует


Список использованной литературы
1.Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.: "Рудомино", 1993.
2.Бессонов Б.Н. История философии. М.: Высшее образование, 2009.
3.Вагнер Р. Искусство и революция //Рихард Вагнер. Избранные работы . М.,1987.
4.Гриненко Г.В. История философии. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
5.История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
6.История эстетики. В 5 томах. Т. 3. М.: «Искусство», 1967.
7.Кто есть кто в мире. М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
8.Лосев А. Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем // «Вопросы эстетики» № 8. М., 1968. СС. 67 – 196.
9.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
10.Плимак Е.Г. Революционный процесс и революционное сознание. Актуальные проблемы исторического материализма. М.: Издательство политической литературы, 1983.
11.Теория революции. История и современность / Под ред. Ковальсона М.Я. М.: Издательство Московского университета, 1984.
12.Хлебников Г. Рихард Вагнер и Гитлер // Литературная Россия, 1996, № 16.


Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

1
319.065 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые