О человеческом отношении к человеческим останкам
Автор @excursovod
Ни для кого не секрет, что старые города стоят практически на костях. Старые кладбища застроены и люди периодически, во время строительных работ, натыкаются на человеческие останки. Не так давно подобное произошло на центральной площади Екатеринбурга...
В Верхотурье было множество церквей, около которых, как правило, находились кладбища. Церкви ветшали, горели, их перестраивали и переносили на другие места. О самых первых городских кладбищах забыли уже в XVIII веке.
17 февраля 2011 года в Свято-Троицком соборе Верхотурского кремля прошла необычная панихида. Настоятель храма иерей о. Виктор отпевал сына верхотурского воеводы Траханиотова. Вместо родных и близких у гроба стояли сотрудники музея-заповедника, которые и были инициаторами события.
В октябре 2010 года при ремонтных работах в соборе были вскрыты чугунные плиты пола, под которыми на ходился небольшой кирпичный склеп с захоронением младенца. Стенки склепа были выложены тем же кирпичом, что и сам собор (время постройки - 1703-1712 годы). Фрагменты одежды и тканей (5 видов), обуви, подголовной подушечки, останки шелковой нити, вышивки серебряной нитью, тесьмы на основе золоченой нити, серебряный с позолотой крест, да и само место захоронения младенца свидетельствуют о его высоком социальном статусе. Массивный крест имел сильную потертость, явно принадлежал взрослому и был отдан близким человеком ребенку при погребении.
Остроносая обувь ручной работы и фрагменты ткани дают датировку не позднее XVIII века. Архаического облика крест с уникальными символическими изображениями предварительно датируют первой четвертью XVIII века.
В брошюре B.C. Баранова «Свято-Троицкий собор в г. Верхотурье», изданной в 1909 году упоминается чугунная доска, висевшая в храме: «Лета 1712 февраля в 21 день на памяти преподобного отца нашего Тимофея, иже в Символех, преставился раб Божий младенец Иоанн Иванов, сын Ивановича Траханиотова и погребен на сем месте». Иван Иванович Траханиотов был в это время комендантом (так стали именовать вое вод при Петре I) в Верхотурье. Траханиотовы - выходцы из Византии, прибывшие на Русь вместе с царьградской царевной Софьей Палеолог (1472), будущей женой Ивана III, и с тех пор верно служили своей новой родине.
Где-то в круговерти событий XX века исчезла памятная доска из храма, но в феврале 2011 года верхотурцы вновь отпели воеводского сына. В самом соборе, в рамках государственной программы «Духовный центр Урала», появится экспозиция по истории Свято-Троицкого храма, в которой займет свое место крест воеводы Траханиотова. На вновь обретенной могиле появится и соответствующая надпись.
Другая надпись: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих, первых жителей Верхотурья» появилась в сентябре 2010 года на месте захоронения первопоселенцев города. Инициатором установки креста и памятной доски также были сотрудники Верхотурского музея-заповедника.
На территории Верхотурского кремля с конца 1980-х годов проводили исследования пермские археологи под руководством ПА Корчагина, а с 1997 года - археологи научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. В ходе раскопок вскрыты многочисленные погребения, относящиеся к первым го дам существования города.
В XVII веке первая, деревянная Троицкая церковь располагалась на западной оконечности Троицкого камня, рядом с береговым обрывом, а не на восточной, где в начале XVIII века был выстроен каменный Свято-Троицкий собор. У деревянной церкви и разместилось городское кладбище. Вот почему в конце XX века, накануне 400-летия Верхотурья, можно было увидеть вскрытые могилы посреди кремлевской площади, напротив городской администрации.
Наши предки гигантами не были. Средний рост мужчин -162 см, женщин - 156. Мужские захоронения преобладают над женскими, кроме того, практически в каждом мужском захоронении встречались останки ребенка. Очевидно, мужская смертность была выше, чем женская, а детская смертность в суровых условиях освоения новых земель и вовсе превышала все мыслимые пределы.
В свое время верхотурские останки были вывезены для исследования в Екатеринбург и по том долго пылились на стеллажах в коробках и пакетах. По инициативе администрации Верхотурского музея-заповедника останки более 60 верхотурцев возращены на Родину для повторного захоронения.
По согласованию с настоятелем Свято-Троицкого собора, который принял самое живое участие в деле перезахоронения праха наших земляков, была предложена в качестве места упокоения территория в ограде соборного храма. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благо словил доброе начинание. Собрав средства, заказали гробы, большой крест, памятную доску.
И вот у Свято-Троицкого собора собралось множество народа: сотрудники музея-заповедника, краеведы, учащиеся православно го училища, жители города разных возрастов. В выступлениях звучали покаянные слова, обращенные к предкам, просьбы о прощении за то, что их могилы были потревожены вольно или невольно. Сдержанно и торжественно про вели панихиду священнослужители Свято-Троицкого собора.
Мы не знаем имен тех, кто был погребен здесь в XVII веке. Но потомки первопоселенцев - Постниковы, Кокшаровы, Ворошиловы, Пряничниковы, Пахалуевы - до сих пор живут в древнем городе и ближайших населенных пунктах.
В ближайших планах сотрудников музея-заповедника установка памятного знака, посвященного верхотурцам, репрессированным в 1930-1950-е годы, и узникам Севураллага, подразделение которого размещалось на верхотурской земле. Археологи уже вскрыли большое количество погребений возле Покровского и Знаменского храмов. После изучения останков археологами они будут торжественно перезахоронены.
Мы, сотрудники музеев, часто говорим о наших предках. Но когда они глядят на тебя пустыми глазницами... Десятки мужских, женских, детских черепов. Кости, кости, кости... Мы раскладывали их по гробам. К костям привыкаешь, но когда из коробок достаешь метровые заплетенные женские косы... Комок в горле. Эти люди жили, любили, мечтали... Мечтали, конечно, не о том, чтобы их останки хранились в ящиках или были выставлены в витринах.
Изображения из архива ВГИАМЗ