Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

«Польский след» в истории Верхотурья

Автор @excursovod

Город Верхотурье был основан в 1598 году по указу царя Федора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей, и на протяжении XVII века выполнял транзитно-транспортные и административно-военные функции, являясь перевалочной базой в ходе русской колонизации Сибири.

Город был центром судостроения, центром горного освоения края, конфессиональным и пенитенциарным центром. Здесь находилась таможня на Главной (и единственно разрешенной) государевой дороге в Сибирь.


Далекий сибирский город в своей 420 летней истории отразил многие стороны русско-польских взаимоотношений XVII-XX веков. На протяжении всего XVII века Россия вела войны с Польшей за территории, некогда входившие в состав Киевской Руси.

Большинство воевод, управлявших городом и уездом в это время , принимали активное участие в событиях так называемого «смутного времени» и последующих русско-польских войн. Так один из основателей Верхотурья, воевода Иван Воейков (царский стольник, чашник и опричник, участник Ливонской войны) в мае 1606 года участвовал в боярском заговоре под руководством князей Шуйских против Лжедмитрия I. Воейков умертвил самозванца, выстрелив в него из пищали. Верхотурские воеводы Барятинский Н.П., Пожарский –Лопата Д.П., Милославский Д.Н. освобождали от поляков Москву, сражались с гетманом Хоткевичем и отрядами пана Лисовского...

Причем, некоторые воеводы считали своими предками выходцев из Польши и Литвы. Так воевода Хрущов Ф.Г. имел польские корни. Родоначальник Хрущовых выехал из Польши в Россию в 1493 году и принял православие.

Были воеводы, которые попадали в Верхотурье не по своей воле и под конвоем.
Так, в 1619 году в Верхотурье сослан провинившийся перед новым русским царем воевода Иванис Ададуров. Его обвинили в сдаче города Дорогобужа польскому королевичу Владиславу.

С самого основания города он стал местом ссылки. Уже с мая 1598 года из Москвы приходят грамоты о ссыльных. Так в феврале 1599 года от имени царя Бориса Годунова сообщалось: «По нашему указу посланы с Москвы на Верхотурье опальные люди Литва и черкасы и немцы...» В грамоте от 16 сентября 1604 года указывалось о доставке в Верхотурье «беглого литвина Ятцка Высятцкого».

После поражения восстания Ивана Болотникова в грамоте царя Василия Шуйского было написано о присылке в Верхотурье «Тульских сидельцев литвы, и немец, и угрян (венгров) семнадцать человек»...

Через Верхотурье в Сибирь направлялось большое количество «опальных» и «вязней» (пленных) и город стал крупным центром пересылки. Тобольский воевода князь Черкасский, которому формально подчинялся верхотурский воевода получил из Москвы наказ: « для присланных вновь всех ссыльных людей на Верхотурье в пристойном месте сделать тюрьму крепкую».

Так в августе 1619 года из Москвы сообщалось о ссылке в Томск в службу «литвина» Мартынко Боржевицкого, которого должны были какое-то время содержать в Верхотурье, а затем сопроводить до места под конвоем.

Европейские наемники на польской службе, польско-литовские военные, взятые в плен, представляли большую ценность как специалисты в разных отраслях, не только в военном деле. Согласно царскому Указу 1664 года предписывалось обратить в православие и поверстать в службу сосланных в Сибирь польских и литовских людей.

Часть «литовских» людей являлись выходцами с русских земель, вошедших в состав Польши, и были православными. Так, после получения Указа, Верхотурский воевода Колтовский пытался распространить его действие на проживавшего с 1659 года Верхотурье шляхтича Степана Станкеева. Получая жалованье от государства, Станкеев отказался служить. Воевода сократил жалование, используя это как способ давления на шляхтича. Станкеев пишет жалобы, объясняя, что он православный, а служить не может из-за увечья – «рука правая на бою в двух местах испробита».

Часть военнопленных, выбирая «из двух зол», шли на службу. Шляхтич Кунцеев Иван, польско-литовский «вязень» (пленный), был выслан в 1668 году на Верхотурье на службу в чине сына боярского. В 1687 году он мерил дорогу от Верхотурья до Пелыма.

Были случаи, когда бывшие военнопленные сами просились на русскую службу и желали остаться навсегда в России. Так шляхтич Труш (Трушкевич) Ян (Иван) Андреев, польско-литовский «вязень» в 1666-1667 годах при очередном размене пленными с Польшей в Разрядном приказе изъявил желание остаться в России. С 1668 года он нес службу в Верхотурье в чине сына боярского.

Адам Каменский-Длужик, пленный, высланный для службы в сибирских гарнизонах, писал: «Прибыли мы в Верхотурье; город этот людный, живности и товаров под достатком имеет. Деревни большие , урожаи хорошие. Родится здесь все, кроме гречки, которой здесь не знают. Река Тура идет под Верхотурьем камениста и быстра...»

Особенно поразила пана Адама работа верхотурских таможенников: «...мыто большое берут для царя. Купцов и воевод трясут, которые из Сибири едут».


Продолжение следует

Изображения из архива ВГИАМЗ


Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

0
269.055 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые