Верхотурье в 1917 году. Часть 1. "В преддверии бури"

Автор @kraeved

Сотни лет лучшие умы человечества мечтали о светлом и счастливом, прекрасном и гармоничном государстве. В октябре 1917 года в огне революционной бури создавалось первое в мире Советское государство рабочих и крестьян. 7 ноября 2018 года исполняется сто один год с момента свершения Великой Октябрьской социалистической революции или «октябрьского переворота» (по современной терминологии).

В советское время мы считали эту дату днем рождения нашей страны, а революцию величайшим событием многовековой истории человечества, событием, которое потрясло все устои человеческого общества: возникло государство небывалого типа. Возникло экономическое устройство страны, где земля и средства ее обработки принадлежат тем, кто ее обрабатывает, где фабрики, заводы, недра земли принадлежат тем, кто на них трудится.

"Человек с ружьем" -директор ВГИАМЗ Николай Николаевич Новиченков


Говоря о событиях 1917 года в провинциальном городе, прежде всего, необходимо представить, что являл собой Верхотурский уезд и уездный город Верхотурье сто лет назад.

В преддверии бури

Заброшенный далеко от всех промышленных центров Урала маленький город Верхотурье считался в 1917 году уездным городом и имел важное административное и отчасти стратегическое значение.

В уезд входило более 55 волостей с такими городами, как Нижний Тагил, Алапаевск, Надеждинск, Новая Ляля, Богословск и др., что составляло более половины территории Свердловской области. Заводы Надеждинский (ныне г. Серов), Кушвинский, Нижнетагильский, Верхнетуринский, Нижнетуринский, Новолялинский, Лобвинский и другие были на положении волостей (типа бывших сельсоветов и нынешних территориальных управ).

Центр уезда Верхотурье представлял тогда собой следующее. Жителей в городе насчитывалось до пяти тысяч человек. Промышленных предприятий не было, если не считать «казенного винного склада» (бывшего завода коньков), были мелкие кустарные мастерские: сапожные, кузнечно-слесарные и др. В окрестностях работали небольшой кожевенный завод Желвакова и лесопильный завод Холодилина. В то же время город оставался духовным центром Урала — паломники со всей России шли пешком на поклонение к мощам Симеона Праведного Верхотурского Чудотворца.

В городе было два монастыря — Свято-Николаевский мужской и Свято-Покровский женский, имевшие филиалы (заимки) — соответственно мужской на реке Актай, где в советское время располагался Дом отдыха, и женский — Успенскую заимку на реке Тура.

Имелось в городе 14 церквей, две винные лавки, три ресторана, две тюрьмы в городе, и одна за городом — пересыльная. Народное образование было представлено двумя начальными школами (одна при мужском монастыре), высшим начальным училищем (прообраз неполной средней школы), женской гимназией и мужской прогимназией (средние школы). В этих гимназиях обучались дети города и уезда, так как средних учебных заведений (за исключением Нижнего Тагила) во всем уезде не было.

Верхотурье. Фото В.Л. Метенкова, 1890-е гг.


Высокий удельный вес чиновничества, купечества, интеллигенции, духовенства преобладал в составе населения города. А также — полиция, жандармы, солдатский гарнизон, торговцы, мелкие кустари и ремесленники. Извозчиков было до трехсот, так как железнодорожная станция от города была в шести верстах и все пассажиры, и грузы доставлялись конным транспортом.Часть населения занималась мелким сельским хозяйством. Рабочих, как таковых, не было.

Массовых культурно-просветительных учреждений не было кроме небольшого кинотеатра «Луч» и клуба Благородного собрания. Жизнь города протекала под колокольный звон и церковное пение, электричество отсутствовало, кое-где мерцали керосиновые фонари, а вечерами оживленно было около винных лавок, пивных и ресторанов...

В период 1916–1918 годов еще не было радио, газеты выписывали лишь люди среднего класса, интеллигенция, в библиотеке города газет не было, половина жителей города неграмотна. Все сообщения о событиях распространялись медленно и до масс трудового народа доходили в непонятном и зачастую искаженном виде.

Шел третий год Первой мировой войны. Постоянные мобилизации, налоги, ухудшение положения. Россия ведет войну и многие верхотурцы находятся на полях сражений с германцем. В самом Верхотурье — беженцы из западных районов Российской империи и военнопленные.

Основная часть населения была более озабочена решением обострявшихся проблем с продовольствием и топливом, чем вопросами политической борьбы. Давно уже нет живых свидетелей и участников событий того великого, переломного, кровавого, рожденного в бурях и огне года.

Как вообразить себя, живущим в Верхотурье сто лет назад, встать на позиции людей той поры, представить, что ты стоишь на распутье в раздумье, куда пойти, кому поверить, какое принять решение и чью сторону?! Полагаю, что очень непросто было нашим дедам и прадедам (а кому-то по возрасту уже и прапрапрадедам) принимать решения, за которые многим пришлось тогда проливать свою кровь.

Хочется в связи с этим привести пример из времен начала перестройки — того же государственного переворота. Знакомая, секретарь исполкома одного из сельсоветов района, однажды мне сказала: «Так ведь наши-то родители тогда в Гражданскую войну так же ничего не понимали, как и мы сейчас ничего не понимаем, что в стране творится!».

Ценны в настоящее время свидетельства участников того времени. Николай Михайлович Лиханов в 1917 году учился в мужской прогимназии, было ему 13 лет, но те революционные события ярко запечатлелись в его памяти. Он оставил после себя воспоминания, которые очень важны для верхотурской истории.

Людмила Николаевна Назарова, сотрудница Института русской литературы (Пушкинский дом), в 1990-е годы переписывалась с верхотурскими краеведами и передала нам бесценные сведения о жизни в Верхотурье, где прошли ее детские годы. Отец ее преподавал в женской гимназии. По исполнении летом 1917- го семи лет, Люда Назарова с 1 сентября стала ученицей приготовительного класса Верхотурской женской гимназии; учительницей была Мария Максимовна.

Перед началом занятий их всех парами водили в большой гимназический зал, где девочка Катя Артемьева, хорошо читавшая молитвы (и стихи) читала «Отче наш...». Отец Александр Оболенский преподавал им Закон Божий. Ее родители посещали кинотеатр. Помнит, какая в кремле была пожарная каланча. На ней висел огромный шар; он поворачивался в ту сторону, где происходил пожар, извещая об этом событии жителей города.

С. М. Прокудин-Горский. Вид на Верхотурский [Николаевский] монастырь. 1909 г


Продолжение следует

Литература:
1.Анисимков Н. Они были первыми // Новая жизнь. — 1966. — № 133. — 7 нояб.
2.Жуковец А. Год Семнадцатый // Ленинское знамя. — 1960. — № 134. — 7 нояб.
3.Лиханов Н. Обязаны жизнью // Новая жизнь. — 1966. — 6 мая.
4.Львова Г. Встреча с первым комсомольцем // Новая жизнь. — 1967. — 11 окт.
5.Макаров Ю. Стихи, победившие время // Новая жизнь. — 1977. — № 37. — 26 марта.
6.Назарова Л. Н. Воспоминания о жизни в г. Верхотурье (быв. Пермской губернии) в
годы 1914–1923 // Верхотурская старина. — 1999. — №№ 5–6, 7–8, 9–10.
7.Полуэктов Н. А. В борьбе за Советы на Урале // Ленинское знамя. — 1961. — № 88. —
23 июля.
8.Слепцов А. Ровесник века // Новая жизнь. — 1987. — 12 нояб.
9.Шумков П. С революцией на всю жизнь // Новая жизнь. — 1987. — 31 окт.

Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО


Наш партнёр - торговая платформаPokupo.ru

stihi-ioэссе-и-статьиvox-populiисторияchaos-legion
214
280.003 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
214
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые