Интервью с творцом. Смотритель маяка
Через меня проходит жизнь и оставляет шрамы строчек
Смотритель маяка
Уважаемый Смотритель маяка, я полагаю, что стихотворческая сторона вашей многогранной личности (я помню вашу графику) интересна читателям. Хотелось бы узнать о ней побольше.
1. На какую тему было ваше первое стихотворение?
Если не считать студенческих попыток написания строчек в рифму, первое осмысленное стихотворение было написано под впечатлением книги Даниила Гранина «Картина». Я уже писал об этом стихотворении в своей публикации «Картина. Посвящение Даниилу Гранину». Что-то в этой книге меня зацепило настолько, что очень захотелось написать лирический ответ от лица главного героя. Пожалуй, с этого момента началось моё осознанное увлечение поэзией.
2. В какой момент вы почувствовали, что написание стихов – это серьёзно?
Ни в какой. Я до сих пор не считаю это для себя серьёзным занятием. Думаю, что серьёзно этим занимаются, в основном, профессиональные поэты – те, которые должны каждый день написать какое-то количество поэтических строк, обязательно участвовать в поэтической жизни страны, регулярно публиковаться в периодических изданиях и выпускать томики собственных стихов. Я бесконечно далёк от этого и вряд ли когда-нибудь стану таким автором.
3. Посвящали ли вы кому-нибудь свои стихи? Кому?
О, да! Это естественно для всех, кто пишет стихи. Если рассматривать поэзию в целом, то любое стихотворение – это ода любви. К кому-то, к чему-то – это уже индивидуально, но то, что любовь это общая доминанта любой поэтической мысли – это аксиома. И я, естественно, не исключение, так что посвящал любимым.
4. Какое из написанных вами стихотворений (или на какую тему) вам наиболее дорого и почему? Можете оставить ссылку.
Этот вопрос очень любят интервьюеры, причём в любых областях творчества. Подавляющее большинство творческих людей относятся к своим произведениям, как к собственным детям. Если человек любит своих детей, то он просто не может отдавать предпочтение кому бы то ни было из них. Точно так же и я.
Вообще, при написании каждого нового произведения автору кажется, что вот именно оно и является лучшим из всего его творчества, но проходит время и это произведение уже не кажется столь идеальным и перестаёт занимать первое место в списке его творений. Но это не значит, что оно становится нелюбимым, просто пишется новое и это новое начинает занимать все мысли автора.
5. Читали ли вы кому-нибудь вслух свои стихи?
Да, читал, когда была презентация моей книги среди моих близких друзей. Никакого другого опыта чтения собственных стихов вслух у меня не было. Я не участвовал ни в каких творческих объединениях, поэтому подобного опыта не имею.
В целом хочу заметить, что большинство авторов не умеют читать собственные произведения. Как правило, их чтение довольно монотонное, с приливами и отливами в начале и конце строк, нудное, я бы сказал. Редко кому это удаётся хорошо и уж совсем редко кого с удовольствием можно послушать. В основном замечательно читают стихи профессиональные актёры – они привносят в них свои драматические способности, и к тому же они не обременены мыслями и переживаниями самого автора, поэтому трактуют стихи эмоционально выверено, как на сцене театра.
6. Что побуждает вас к написанию очередного стихотворения?
Здесь нельзя ответить однозначно, но если всеобъемлюще, то жизнь. Именно поэтому при публикации своих стихов в блоке на ГОЛОСЕ я часто ставлю тег #жизнь, и это абсолютно честно и правдиво. Подавляющее большинство написанных мной стихов – это про меня самого. Я наверное скажу банально, но у меня стихи не пишутся, а рождаются, вернее даже появляются ниоткуда, словно кто-то вкладывает их мне в голову, а я всего лишь за ним записываю. Я практически никогда их не правлю. Нет, ошибки и неточности конечно исправляю, но ничего не переделываю. Они рождаются и живут своей жизнью уже без меня.
Одно время немного нервировало когда я находил свои стихи в Интернете, в публикациях других людей на каких-нибудь окололитературных сайтах, или сайтах знакомств, или ещё каких-то дискуссионных площадках, но потом понял, что изменить всё равно ничего не смогу, а раз не смогу, так и волноваться незачем. Может быть, даже наоборот это хорошо. Пусть люди знают, что есть такой Смотритель маяка, и раз публикуют, значит он им нравится.
7. Как и в какой момент у вашего произведения появляется название?
С названием всегда интересно. У писателя есть право разместить перед своим произведением эпиграф – это даёт ему дополнительную возможность направить мысли читателя в определённое русло, дать некую собственную оценку всему произведению, если хотите. У поэта такая возможность маловероятна. Иногда поэты размещают перед своим произведением чью-то чужую поэтическую строку, но это лишь указывает на то, что сам автор дает некий ответ на мысли другого поэта.
Для поэзии, на мой взгляд, эпиграфом служит название произведения, и оно чрезвычайно важно для понимания самого текста. На всевозможных поэтических сайтах я много раз сталкивался с тем, что произведения, публикуемые под символами "***" практически не пользуются вниманием читателей. Но стоит озаглавить стихотворение каким-то броским названием, как тут же появляются читатели даже у тех произведений, которые при другом раскладе никем не были бы прочитаны! Я для себя давно решил, что названия моих стихотворений должны полностью отражать те мысли, которые я в них вкладываю.
Когда возникает название стихотворения? Чаще всего, конечно, после того, как оно было написано, но иногда бывает наоборот, сначала рождается название, а потом уже само стихотворение. Но случаются и курьёзы. Задумываешь стихотворение, после двух катренов уже знаешь как его назвать, и вдруг мысли уводят совсем в другую сторону, и смысл всего стихотворения меняется... Тогда меняется и его название. Единого рецепта нет.
8. Считаете ли вы, что вам лучше пишется ночью?
Время суток для меня не имеет значения. Большинство своих текстов я написал сидя в Интернете и болтая с кем-нибудь в чатах. Два открытых окна, в одном – чат, в другом – текст нового стихотворения. И они при этом никак не были связаны. Это наверное моя особенность.
9. Какими рабочими инструментами вы пользуетесь во время сочинения произведений: компьютер, планшет, смартфон, блокнот?
Изначально были какие-то отдельные листочки, которые прятались по карманам, но потом появился Интернет, и все мои новые записи перекочевали туда. Не сразу, но перекочевали. У меня никогда не было никаких блокнотов, тетрадок и прочее, прочее. Я же говорю, что никогда серьёзно не относился к своему сочинительству.
10. Теряли ли вы свои произведения в результате оплошности: пропал файл, испортилась флешка, потерялась бумажка, забылись незаписанные строки и т.п.?
Конечно терял! Все мои отдельные листочки благополучно терялись! При стирках, при перекладывании из карманов в стол и из стола, когда наводил там порядок, при множестве переездов и просто неизвестно куда. Подавляющее большинство стихов, написанных до Интернета, канули в неизвестность. Жалею ли я об этом? Нет, не жалею. Легко пришли – легко ушли.
11. Публиковались ли ваши произведения в печатном виде?
Да, в конце прошлого года я издал свой первых сборник стихов «Время на просвет». Некоторые авторы ГОЛОСА имеют эту книжку в своих домашних библиотеках. Первое издание в 500 экземпляров всё разошлись, и поэтому я сделал допечатку тиража. Небольшая часть из него ещё осталась.
Буду ли я когда-то печатать свою новую книгу? Не знаю. Это отнимает очень много времени на подготовку, отбор, корректировку, изготовление иллюстраций и т.д. А самое сложное – сделать выборку тех стихов, которые войдут в книгу, они же все родные.
12. Считаете ли вы, что своими сочинениями можно заработать приемлемые деньги?
Нет, не считаю и никогда не считал, потому что это удел профессионалов, как я уже говорил. Я себя к ним не отношу. Для меня поэзия – это отдушина в реальном мире, возможность в нескольких строках донести до читателя частичку своей души, зарабатывать на этом откровении деньги – не по мне.
Сейчас поэзия не столь популярна среди читателей, как это было в конце шестидесятых. Томики поэзии не востребованы в магазинах, издательства практически не публикуют за свой счёт книги поэтов. Так что бизнес на поэзии, на мой взгляд, не существует. Или существует, но в других формах.
Я знаю нескольких поэтов, которые «зарабатывают» своими выступлениями в различных кафе, но большинство из них пишет «на потребу публике», выхватывают в своем творчестве какие-то популярные события жизни страны. Я подобное практически не пишу, за редким исключением. Публикация стихов, да и не только стихов, в проекте ГОЛОС – это для меня скорее игра. Было очень интересно понять, что из себя представляет крипта, поэтому я до сих пор здесь. Наверное втянулся, хотя и делаю время от времени перерывы. Всё когда-то надоедает.
13. Считаете ли вы нормальной тенденцию на упрощение записи текстов: отсутствие знаков препинания, несоблюдение правописания?
Нет, не считаю, но если бы вы знали, сколько времени я провёл с корректором, готовя к печати свой сборник! При этом я считаю себя довольно грамотным человеком.
Отсутствие знаков препинания и ошибки правописания – это бич современного человека, особенно молодёжи. Мы плохо знаем свой родной язык, но почему-то большинство этого не стесняется. Я стесняюсь и стараюсь исправлять ошибки даже тогда, когда разговариваю с кем-то в чате.
14. Является ли написание стихов или прозы вашей основной деятельностью?
Нет, не является. Я вообще не гуманитарий, ни по образованиям, ни по профессиям, ни по направлениям работы. Это даже трудно назвать хобби – это образ жизни. Я пишу не регулярно, публикую не всё, часто «в стол».
15. Являетесь ли вы участником какого-либо официального объединения писателей/поэтов? Планируете ли стать?
Это отдельная песня. Мне уже несколько раз предлагали стать членом того или иного «звучного» поэтического объединения, или союза. Например, Союза российских писателей или Профессионального союза писателей России и т.д. Но, почитав про их деятельность, я для себя понял, что их задача – сбор членских взносов, продажа красивых грамот и членских билетов, бизнес на публикациях авторов за их счет и прочий подобный бизнес. Мне это не интересно и не надо. Мне не перед кем хвалиться новым значком или членским билетом, поэтому я ничего не планирую в этом направлении.
16. Считаете ли вы себя «физиком» или «лириком» («технарём» или «гуманитарием»)? Неважно, по образованию или по образу мышления.
Я считаю себя мужиком... Трудолюбивым, ответственным, умеющим многие вещи, берущимся за любое дело и доводящим его до конца, иногда хитрым и смекалистым, иногда упорным и настойчивым, улыбающимся и шутливым, строгим, но добрым... А будет ли при этом «физика» или «лирика» – это уже жизненные обстоятельства...
17. Какая книга вам больше всего запомнилась/полюбилась/помогла в жизни?
Я со школы читал и до сих пор читаю очень много. Назвать любимые книги очень сложно, но могу сказать, что на мой стиль поэзии очень повлиял маленький сборник стихов Эдуарда Асадова, который я прочёл в 10-м классе. В чём-то я до сих пор стараюсь подражать этому автору. Мне очень импонирует его стиль, искренность, душевность и любовь к жизни. Для того, чтобы писать такие стихи, будучи слепым человеком, – надо иметь очень большое сердце и щедрую душу!
18. Какой стих нужно написать, чтобы он понравился лично вам?
Любой, но в нём должны быть мысль, рифма, чувства и правда. Я очень щепетильно отношусь к рифме, потому что являюсь приверженцем традиционной поэзии, и остро чувствую ложь в поэтических мыслях автора. Я наверное неудобный читатель для авторов. Что же касается поэтических конкурсов на проекте ГОЛОС, то их я воспринимаю скорее как игру, нежели как поэзию, поэтому в них более снисходителен.
19. Три совета, которые вы хотели бы дать новичку, только пришедшему в мир сочинительства.
- Читайте хорошую поэзию!
- Разберитесь в основах поэзии, как жанра творчества!
- Пишите только тогда, когда уже нет сил держать это в себе!
Это потрясающе. Я онемел и застыл.
По некоторым пунктам – абсолютное совпадение с моим мировоззрением, но так красиво я бы не ответил даже на один вопрос. А у вас шедевр получился.
Снимаю шляпу.
P.S. А теперь ответ на загадку.