СИНЕМАТОГРАФ. Наш любимый Баба-Яга
Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...
На днях внучка впервые посмотрела фильм-сказку «Морозко». Вообще-то, художественные фильмы, в отличие от мультиков, она пока не жалует. Но в этот раз была само внимание. Когда после просмотра стали обсуждать поступки героев, она вполголоса, будто сообщала великую тайну, проговорила: «Знаешь, на самом деле Баба-Яга намного страшнее, чем в мультиках рисуют».
Вот это фокус! Моя всезнающая внучка поверила, что персонаж, сыгранный Георгием Милляром ─ настоящая живая Баба-Яга! Пришлось раскрывать «закулисные тайны», дабы сразу же развеять возможные страхи ребенка, пока они не переросли в разряд реальных.
Хотя чему тут удивляться! Когда наш «любимый Баба-Яга» приходил загримированным на съемочную площадку, то ребятишки (дети гримеров, костюмеров, осветителей) с криками и ревом разбегались в разные стороны — настолько правдоподобной была сказочная особа. Настолько талантливым был игравший ее человек.
По простому совпадению или нет, именно 7 ноября, когда мы смотрели «Морозко», было 115 лет со дня его рождения.
Этого мальчика ожидало сказочное будущее
Трудно представить, как нелегко было молодому Георгию Милляру, с его неброской внешностью да, к тому же, плохой дикцией, стать известным актером. Комплексов – воз и маленькая тележка, и среди них немаловажный — аристократическое происхождение. Георгий тщательно скрывал, что по отцу-французу он – де Милье, а мать была из семьи иркутского золотопромышленника. А вот страсть к лицедейству пробудила у маленького Юры (ему нравилось, когда его называли именно так) его тетя, театральная актриса. В театр ведь влюбиться очень просто ─ в это воплощение волшебного мира посреди реальной и ко многим суровой жизни.
Словом, в 17 лет Георгий работал уже бутафором в этом же театре, в Геленджике. И страстно мечтал о больших ролях. Как известно, все большое начинается с малого. К нему же судьба (или, может быть, муза театра Мельпомена) была настолько благосклонна, что преподнесла, словно на блюдечке с голубой каемочкой, роль… Золушки. В один прекрасный для Георгия вечер, перед началом спектакля начался переполох: внезапно заболела актриса, игравшая Золушку. Уже собирались отменить спектакль, но вспомнили о миловидном юноше, вечно торчавшем за кулисами и знавшем все роли. Вот так, без единой репетиции, с минимумом грима он и дебютировал.
Георгию Милляру здесь, конечно, не 17 лет, но это одно из немногих фото его молодости
Потом была Москва, студия при Театре Революции (ныне Театр имени В. Маяковского), из которой его не выгнали, как рассказывал позднее сам Милляр, только из-за профессиональной любознательности преподавателей: что же из этого получится?
Наверное, получился бы совсем не рядовой актер театра. И должно быть, зритель ходил бы именно на Милляра, но… Этого было мало. Георгию Францевичу доходил четвертый десяток, когда он ушел в кинематограф. И снова на женские роли. Но каковы были его женщины! Настоящие Бабки-Ёжки! Самые известные – в фильмах Александра Роу «Василиса Прекрасная» и «Морозко».
Самая знаменитая Яга – в фильме «Морозко»
Сказочная тема связала крепкой дружбой актера и режиссера. Милляр сыграл 30 ролей в 16 фильмах Роу — в некоторых сразу трех, даже четверых персонажей. А на роль Бабы-Яги Роу уже никого и не искал. Милляр убедил его раз и навсегда, что не женское это дело.
«Вот скажи мне, − говорил он режиссеру, ─ какая актриса позволит сделать себя страшной на экране? Гример только отвернется, а она губки себе подкрасит, реснички подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю».
Георгий Францевич «лепил» этот образ каждый раз заново, придумывая нос крючком, бородавки, горб, одеяние – лохмотьями. А старчески дребезжащий, взвизгивающий голос – это самая главная его находка, делавшая Бабу-Ягу неотразимо правдоподобной. Причем в каждом новом фильме – отличавшейся от предыдущих. И таких – шесть образов!
Чудо-Юдо в фильме про Варвару-красу
Удавались ему и другие сказочные персонажи. Помню, как в детстве гадали мы с подругами, кто снимался в роли черта в «Вечерах на хуторе близь Диканьки». По росту и худобе – совсем ребенок. А потом по голосу стали узнавать Чудо-Юда в фильме «Варвара-краса, длинная коса» и Квака − в «Марье-искуснице», и Кощея Бессмертного в одноименной сказке. Было нам гораздо больше лет, чем моей внучке сейчас, поэтому киношные страхи и страсти таковыми и воспринимались. Трюки, гримировка – все ясно. Но, оказывается, на съемочных площадках разгорались настоящие страсти.
Кощей Бессмертный, актер тогда весил 48 килограммов вместе с ботинками
Когда Милляр приходил на съемку, загримированный под Кощея, лошадь не подпускала его к себе, разве только с завязанными глазами. Но только снимали повязку, как лошадь шарахалась и актер летел на землю. А чего стоил Милляру грим Квака? Зеленка, которой красили его лицо и руки, полностью отмылась только через несколько недель.
Квак из фильма «Марья-искусница»
Мало кто знает, что этот маленький, как говорили о нем, скромный человек, спас с риском для своего здоровья фильм «Морозко». Снимали фильм под Звенигородом всю зиму. Пленки с отснятым материалом упаковывали в целлофан и складывали в подвале дома, в котором жили артисты. К марту работа была почти закончена, съемочная группа уехала за деревню «подчищать хвосты». Милляр остался единственный, не занятый в этот день, и преспокойно спал, когда в доме лопнула труба и подвал стало заливать. Актер как был, в одних трусах и босиком, кинулся спасать пленки. Мороз был под 20 градусов, воды в подвале — уже по пояс ему. Но когда киношники, вызванные кем-то из деревенских, вернулись, Милляр вытаскивал последнюю коробку. Растирание водкой и стакан во внутрь помогли, обошлось даже без последствий.
Актер всегда говорил, что работает «в области сказок», и жил, наверное, этими сказками. Реальная жизнь была далеко не сказочной, хотя шел он по ней с шармом истинного француза де Милье. Он сыграл более 100 персонажей в кино. Это не главные герои, но запомнившиеся нам гостеприимный хозяин с рогом в «Кавказской пленнице», пленный француз в «Войне и мире», наимудрейший в «Волшебной лампе Алладина», Брауни в «Деревне Утке»…
Но мечтал он о других ролях – Вольтера, Суворова. Незадолго до смерти, а прожил Милляр без нескольких месяцев 90 лет, он написал:
А, наверное, было б здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…
Думаю, Суворов из него вышел бы самый настоящий. Но остаться в памяти и сердцах многих поколений детей и взрослых любителей кино как «самая обаятельная нечистая сила» ─ это гораздо почетнее.
Автор: @golosgalka
Редактор и публикация: @ladyzarulem
11.11.18