Архивы «ПОСТгуманизма». Ничто, «Никогде», Никогда — рецензия на роман Нила Геймана
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский @zaebooka
Часы на ратуше ударили полночь, так что самое время приступить к обзору очередной книги. На сей раз это роман «Никогде» культового Нила Геймана. Вряд ли стоит напоминать, что Гейман — создатель «Американских богов», по которым снят достаточно неплохой сериал. Если кто не смотрел — рекомендую. Хотя это — тема для отдельной статьи.
В оригинале роман называется «Neverwhere» и часто переводится как «Задверье». Жанр произведения — городское фэнтези. Гейман завершил текст в 1996 году, но лишь в 2009-м книгу увидели читатели. У меня в руках переводное издание 2015 года, выпущенное издательством АСТ в серии «Мастера магического реализма».
Изначально Гейманом был снят одноимённый минисериал — малобюджетный, низкокачественный, унылый и непопулярный. Другой бы писатель махнул на своё детище рукой и начал писать про попаданцев. Но Гейман не успокоился, выпустил книжную версию и не прогадал. Роман мгновенно затмил экранный первоисточник.
Что говорят о книге
Без лишних предисловий выложу всю правду, добытую в сетевых просторах. Поехали:
Картина мне представлялась настолько живо, что я могла буквально раствориться в Нижнем Лондоне (Диана Жданова, MyBook)
Мнение заокеанского коллеги:
Персонажи этой книги — теперь часть моей жизни (Тори Эймос)
Отзыв одного из читателей Лабиринта:
Этакая смесь Стивена Кинга с Льюисом Кэрроллом. Только вместо кроличьей норы здесь зловонная канализационная труба, вместо белого кролика — люди-крысы, а вместо чеширского кота — оживший труп (Инна Вьюгина).
Сюжет
Рядовой лондонский житель Ричард Мейхью — типичный офисный планктон. Ричард ходит на скучную работу, встречается с деспотичной подругой, помешанной на музеях и выставках, общается с пустыми и ненужными людьми. Но однажды Ричард помогает странной девушке по имени Дверь. С этого момента у него начинаются неприятности. Парень выпадает из реального мира и перемещается в так называемый Нижний Лондон, а по его следу идут мистер Круп и мистер Вандемар — персонажи, с которыми в лондонских туннелях лучше не встречаться.
Семья Двери издавна обладала уникальной способностью — открывать порталы, связывающие разные пласты реальности. Семейство выстроило дом, попасть в который могли только «свои», поэтому отец Двери не задумывался над вопросами безопасности. Но однажды кто-то проникает в родовое гнездо и под корень вырезает всех, кого любила девушка. Разумеется, это были Круп и Вандемар, но кто их нанял?
Чтобы спастись, Дверь должна разгадать таинственное послание своего отца. В расследовании ей помогают Маркиз Карабас, Ричард и знаменитая Охотница. Друзья движутся сквозь хитросплетения андеграундного Лондона к ангелу Ислингтону, который знает ответы на все вопросы...
Моё мнение
Захватывает с первых страниц. Ты погружаешься в текст, сопереживаешь героям, жадно впитываешь атмосферу, воссозданную автором. Поначалу мир Нижнего Лондона отталкивает. Это мрачное место, в котором живут грязные, неопрятные люди, крысы и прочие твари, не вызывающие абсолютно никакой симпатии. ГГ кажется жалким ушлёпком, ничего не решающим и зависимым от более сильных спутников. Кажется, придумать более ничтожного ГГ, чем Ричард, невозможно.
Не спешите с выводами, дочитайте книгу до конца. Все персонажи этого произведения раскроются с принципиально иных ракурсов. Ричард займёт достойное место в лондонском легендариуме, и это будет эпично.
Ещё один момент. У меня необъяснимую симпатию вызвали ключевые отрицательные персонажи — Круп и Вандемар. Да, они жестоки, любят убивать и не должны вызывать симпатию. Но Гейман настолько хорошо вывел образы этих антагонистов, что я не мог не восхититься их шармом, манерами и самобытным чувством юмора.
Но главное в романе не это. Перед нами контркультурная вещь, в очередной раз поставившая под сомнение большинство общественных норм и устоев. Показательным является тот факт, что Ричард ДВАЖДЫ не находит себе места в обществе карьеристов и приземлённых обывателей. Наша жизнь представляется стандартизированным круговоротом, не имеющим смысла. Здесь нет места чудесному, тут всё лежит на своих местах, а двери открываются исключительно в соседние комнаты. Скучно, господа.
Эх, давненько я не испытывал такого катарсиса. Наверное, со времён Энде и его «Бесконечной истории». У Геймана всё жёстче, конечно, но многие смыслы пересекаются.
Оценка: 10/10
Ваш Ян Бадевский @zaebooka