Архивы «ПОСТгуманизма». «Вокзал потерянных снов»: рецензия на роман Чайны Мьевиля
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский @zaebooka
Самое обидное — роман номинировался на «Хьюго» и «Небьюлу», но так и не сумел их получить. Да-да, друзья, это тот самый «Вокзал потерянных снов», впервые опубликованный Чайной Мьевилем в 2000 году. Именно здесь передо мной впервые проступили черты великого и ужасного Нью-Кробюзона, именно здесь сплелись тугим клубком время, пространство, технология и тауматургия. Здесь — рёбра мира, обрастающие новой мифологической плотью.
У меня в шкафу хранится старое издание «Вокзала», выпущенное издательством «Эксмо» в 2007 году. Изначально текст был прочитан в электронном виде, а книжку мне подарил друг. Спасибо ему за это, Мьевиль занял почётное место на полке.
Роман условно относится к стимпанку. НО! Если вы ожидаете чего-то наподобие «Машины различий» Гибсона и Стерлинга, то не вводите себя в заблуждение. Здесь нет лаконичности классиков, нет всего этого викторианства (ладно, есть, но в малой степени), зато хватает других острых приправ. Это Бас-Лаг, детка. Здесь живут невообразимые существа, бегающие по струнам реальности. Здесь непобедимые летучие твари высасывают души зазевавшихся прохожих. Здесь искусственный разум зарождается на помойке и говорит со своими адептами через тело мертвого ребёнка.
Что говорят о книге
О книге говорили много, но все критические баталии давно отгремели. Фантлабпоставил роману оценку 8,2, ЛитРес — 4,3 (по пятибалльной шкале), Лабиринт — 9,32. Чтобы не приводить кучу унылых цитат, я решил просто вставить ссылку на видео девушки, решившей поделиться собственным мнением. Она впервые читала стимпанк, поэтому более искушённым читателям можно промотать дальше.
Сюжет
Господин Попурри — теневой предприниматель, решивший заказать свою скульптуру у художницы-хепри по имени Лин. Параллельно с этим выстраивается линия учёного Айзека, в помощи которого нуждается гаруда Ягарек. Совершив некое преступление, гаруда лишился крыльев по воле собственного народа, но он снова мечтает взмыть в небо.
Айзека увлекает сложность задачи, и он приступает к исследованию. Для этого учёный в больших количествах скупает летающих животных. Среди подопытных «кроликов» оказывается гусеница, похищенная из засекреченного центра исследований. Вскоре из неё вылупляется смертоносная тварь, которая уничтожает сознания разумных существ и пожирает их сны. А вот четверка «собратьев» твари находится в собственности господина Попурри...
Фото автора
На улицах Нью-Кробюзона поселяется страх. Гибнут люди, хепри, водяные, какты и другие, столь же странные создания. Айзек отправляется на поиски средства против мотыльков. К нему присоединяются другие персонажи книги.
Моё мнение
Чайна Мьевиль вывел стимпанк за грань узких жанровых рамок. Перед нами — масштабное фантасмагорическое полотно, на котором отображается сложный многонациональный мир, живущий по своим законам. У меня всю дорогу было ощущение, что Нью-Кробюзон находится в некоем альтернативном аналоге Африканского континента и, вероятно, соответствует Каиру. Но это — мои личные домыслы, ничего более.
Поначалу произведение Мьевиля напоминает лоскутное одеяло, а Нью-Кробюзон вызывает устойчивые ассоциации с Вавилоном. И всё же автору удаётся выстроить непротиворечивую реальность с собственной историей, мифологией, экономикой и атмосферой. Магия изучается посредством научных инструментов, и это не вызывает справедливого отторжения. Всё кажется логичным — в рамках логики Бас-Лага, разумеется.
Мир, созданный Мьевилем, завораживает. Хочется бродить по крышам домов и трущобным закоулкам портовой зоны, хочется заглядывать в мастерские художников и общаться с местной богемой. Даже на продуктовом рынке хочется торговаться с продавцами овощей. Изучать каждый кирпичик, из которого сложена эта Вавилонская башня. Безумная фантазия автора не ведает преград. Ткач, эстетствующий паук-телепат, перемещается по своим незримым тропам. Господин Попурри не подвластен пулям. Джек-Полмолитвы — уже живая легенда. Преступников здесь сращивают с машинами и отправляют на общественные работы...
Мьевиль умеет шокировать и восхищать, он вываливает на вас поток оригинальных идей и нетривиальных сюрреалистических образов. Этот человек поднял направление стимпанка на недосягаемую высоту. Теперь у автора в этой нише остался лишь один конкурент — он сам.
Оценка: 10/10
Ваш Ян Бадевский @zaebooka