Рубрика «ПОСТгуманизм» [Рецензия]. «Чужак» Макса Фрая: чудища в зеркалах, Безумный Рыбник и немного камры после ужина
Дизайн @konti
Автор: Ян Бадевский @zaebooka
Признаюсь, с творчеством Фрая я начал знакомиться своеобразно – начиная с поздних произведений. И да, это были не «Лабиринты Ехо», а сборники рассказов, так или иначе связанных с Вильнюсом. Вот и получается, что программный цикл Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина прошёл мимо меня. Накатив камры, я решил взяться за ум.
«Чужак» (он же – «Лабиринт») является первой книгой о Ехо, поэтому с неё я и начал погружение в сеттинг. Ощущения были двоякие, послевкусие – своеобразным. Почему – сейчас узнаете.
О чём книга
Собственно, перед нами не роман, а сборник из семи повестей, погружающих читателя в альтернативную магическую вселенную, центр которой – город Ехо. Главный герой произведений, сэр Макс, это типичный попаданец, перенёсшийся из современности непонятно куда. Выдернул Макса сэр Джуффин Халли, возглавляющий Тайный Сыск Ехо – что-то среднее между магической полицией и средневековым Орденом.
Сборник состоит из цепочки расследований, проводимых Тайным Сыском при непосредственном участии Макса. Всё начинается с чудовища, затаившегося в зеркале, питающейся снами нечисти и кукольника, отправляющего своих созданий заниматься воровским промыслом. Дальше – больше. Максу придётся отсидеть в тюрьме Холоми и столкнуться с Орденом Могильной Собаки, разобраться с маньяком-соотечественником, наркотическим паштетом и представителями Ордена Ледяной Руки, услышать душещипательную легенду о Безумном Рыбнике.
Моё мнение
Что и говорить, книга неоднозначная, трактовать её можно с разных ракурсов. Начну с того, что Макс Фрай не понравится любителям боевой или тёмной разновидностей фэнтези. Фанатам попаданцев, где ГГ вселяется в тело дракона или прекрасной эльфийки, тоже следует проходить мимо. Ехо – для тех, кто любит в предзакатных сумерках выбраться с чашечкой кофе на крышу мансарды, потрепаться за жизнь с соседом, погладить бездомного кота, а потом и вовсе потеряться среди дымоходов. Тонкий юмор, игра слов, душевные посиделки, колдуны, похожие на известных гитаристов, – вот к чему следует себя подготовить.
Да, в сборнике найдётся место смертям, жутким происшествиям и всевозможному мрачному непотребству. Но сэр Макс относится к этим явлениям с юмором и неизменным оптимизмом. Книга заходит легко… даже слишком легко, на мой искушённый взгляд. Вы неспешно прогуливаетесь по сюжетной линии, как по бульвару, а в перерывах между жутковатыми расследованиями пьёте камру и рассуждаете о всякой ерунде. Фрай – это мягкий и беспечный Тарантино, который перед тем, как выстрелить вам в голову из револьвера, пространно разглагольствует о погоде и массаже пяток. Поэтому вы спокойно прогуливаетесь по улочкам города, отдалённо напоминающего викторианский гибрид Лондона и Праги, знакомитесь с коллегами и соседями… А в последних двух повестях вас накрывает реальной опасностью. Вдруг обнаруживается, что с героями вы сдружились и начали им сопереживать. Но это – во второй половине книги, не раньше.
Почему «восьмёрка»? Есть авторы, которые мощно стартуют, делают себе имя, а потом спокойно эксплуатируют его, зарабатывая деньги. Их можно понять, но не простить. Светлана Мартынчик относится к другой категории – она постоянно эволюционирует. Поздние вещи Фрая цепляют меня сильнее, чем ранние. И это хорошо – с нетерпением ждёшь новых книг.
Оценка: 8/10
Ваш Ян Бадевский @zaebooka