Откуда пошло выражение «квасной патриотизм»?
Мало кто знает, что расхожей фразе «квасной патриотизм» почти 200 лет. Она вошла широко в оборот с тех самых пор, когда в российском обществе возник спор между славянофилами и западниками, не прекращающийся и сегодня.
Выражение это ироническое, относится к упрямой и тупой приверженности к мелочам родного русского быта (русскому квасу, лаптям и самоварам). Такой «ура-патриотизм», восхваляющий все свое и порицающий все чужое, не имеет ничего общего с истинной, осмысленной любовью к родине.
Надо сказать, что многие славянофилы, ругая Запад и умиляясь всему русскому, при этом многие годы жили в «гнилой Европе» и не стремились вернуться в Россию, что не может не навести на мысль об их либо недалекости, либо конформизме.
Выражение «квасной патриотизм» употребил впервые известный политический и государственный деятель, поэт и публицист князь Петр Андреевич Вяземский.
В «Письмах из Парижа», напечатанных в 1827 году в журнале «Московский телеграф», он пишет: « Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом. У нас можно бы назвать его квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвовании ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот какому народу не принадлежал бы, он хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и не кипел бы негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
Выражение это живо подхватили современные автору публицисты, и оно прочно вошло в обиход.
Удивительна судьба самого князя Петра Вяземского (1792-1878).
Родившись в высшем обществе и получив прекрасное образование, он, наряду с государственной службой, занимался еще литературным трудом и был одним из известных поэтов того времени. Дружил с Жуковском, Василием Пушкиным, а также был сопредседателем литературного общества «Арзамас», основателем первого Исторического общества и т.д.
Прожив 88 лет, он видел многое, и менял свои политические взгляды в течение жизни. Если начинал он как либерал, то к концу жизни впал в мистицизм и консерватизм. Человек острого ума, широко образованный, повидавший мир, он, конечно, в молодости был западником, поэтому позиция «квасных патриотов» была ему не близка. Он видел, как отстает Россия от европейских стран, и понимал, что что-то надо менять.
Выражения «квасной патриотизм» и «квасной патрит» получили широкое хождение в 20-х годах 19 века.
Гоголь в статье «О лиризме наших поэтов» пишет: «После… всякого рода холодных газетных возгласов, писаных слогом помадных объявлений, и всяких сердитых, неопрятно-запальчивых выходок, производимых всякими квасными и неквасными патриотами, перестали верить у нас на Руси искренности всех печатных изданий».
Тургенев о Белинском: « Впрочем, он поболел квасным патритизмом недолго».
Кстати, сам Белинский об этом: «Терпеть не могу восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометьях или на квасу да каше».
Почему - «квасной»?
Ответ прост – квас российский национальный напиток. Он явился символом «коренного» и «истинного» славянства.
Именно это высмеивает Тургенев в рассказе «Два товарища»: «Квас он любил, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».
Удивительно, насколько актуальны и современны эти мысли, высказанные много лет назад.
По-моему, сегодня, в век глобализации, когда мир на наших глазах становится общим домом для всего человечества, понятие «квасной патриотизм» должно кануть в Лету.
Но – нет. Снова появляются приверженцы «посконности», «особого российского пути», но, как и в прежние времена, их семьи живут на «гнилом Западе». Удивительно, не правда ли?
До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya