[ПРОЗА НОВИЧКОВ]. ИЗБРАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ. Девятая Шахта и резервисты. Часть 2
Предисловие. Часть 1, Предисловие. Часть 2, [ПРОЗА НОВИЧКОВ]. ИЗБРАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ. Девятая Шахта и резервисты. Часть 1
Я иду вдоль железной дороги, которая приближается к длинной дамбе – плотине водохранилища. Слева от путей – высоченная насыпь, похоже на отвалы угольного шлака. Справа – склон вниз, к реке (водохранилищу). Т.е. железная дорога проходит по террасе, сформированной в гигантской шлаковой куче. Полотно дороги двухколейное. На дамбе и на мосту вслед за ней – никакого ограждения, справа и слева от железнодорожных путей – сразу пропасть. Сама дамба – скалистая.
Мимо меня с грохотом проезжает небольшой грузовой поезд, гружёный углём, который, видимо, добывают в шахте на другом берегу. От сотрясения шлак со склона начинает ползти и осыпаться и засыпает железнодорожное полотно вслед за прошедшим поездом на глубину нескольких сантиметров. И тут же из убогой бытовки неподалёку выходит рабочий в грубой спецовке и начинает совковой лопатой расчищать засыпанный шлаком участок железнодорожного пути. Мне становится ясно: это его постоянная работа. Он делает это изо дня в день.
Я удивляюсь: почему бы было просто не укрепить как следует склон, чтобы он не осыпался от каждого проходящего поезда? Зачем обрекать человека на столь бессмысленный сизифов труд? После каждого поезда он снова здесь со своей лопатой. И в ответ на этот вопрос мне приходит ясность, что эта железная дорога – временная. Она идёт только до шахты, а когда шахта будет выработана, её закроют и разберут. Поэтому тратить средства на сооружение качественной насыпи и укрепление склонов экономически нецелесообразно – дешевле поставить сюда рабочего с лопатой. Даже если очередной обвал будет крупнее обычного и засыпет поезд или рабочего, это всё равно будет дешевле, чем строить тут что-то серьёзное. Экономисты всё просчитали.
Я подхожу к рабочему и завожу с ним разговор. И узнаю, что он ещё не так давно жил в деревне на своей земле и выращивал свой хлеб, и даже здесь, в посёлке 9-я Шахта, он ещё до самого последнего времени по привычке держал небольшой огородик под окном дома, но в последний год забросил его, потому что слишком устаёт на работе.
Я в шоке и изумлении спрашиваю его, как ему вообще могло прийти в голову променять жизнь на своей земле и своё хозяйство, свой хлеб вот на этот бессмысленный сизифов труд с утра до вечера, который мог бы с тем же успехом делаться бездушной машиной?
Но он не успевает мне ответить: в этот момент откуда-то появляется жена рабочего – женщина в платке, измождённого какого-то вида – и обращается ко мне:
– Вы, наверно, хотели заказать у Пети что-то по столярной части? Вы знаете, он уже всё, больше столяркой не занимается. Слишком устаёт на работе.
Я ощущаю глубокий маразм и трагичность происходящего и начинаю говорить им, что то, что они сделали, бросив свою землю и предпочтя это бессмысленное существование только потому что здесь «меньше хлопот, и каждый месяц стабильно 130 рублей», - это предательство России, которая через 70 лет погибнет оттого, что в ней больше не останется людей, живущих на земле и способных кормить себя и других. Через 70 лет из деревень так же, как вы, уйдут все. Останутся только ни на что не способные алкаши и забулдыги. Российская деревня вымрет. Внуки российских мужиков будут жить в асфальтовых городах, не знать ничего о своей Родине и своём прошлом, жевать турецкие жвачки, носить китайскую одежду и смотреть американские фильмы. И этим людям будет наплевать на судьбу своей страны, на её историю и культуру. Всё, что будет их интересовать – это «стабильные 130 рублей в месяц» и бутылка пива. А ещё через 10-20 лет придут иноземцы и легко захватят жалкие остатки России, потому что некому будет её защищать. Русских людей больше не будет! А всё потому, что русские ушли со своей земли, со своего кусочка Родины. Ушли глотать шлаковую пыль и делать сизифову работу за 130 рублей в месяц.
Я говорю всё это, но эти двое смотрят на меня с недоумением и не понимают, откуда у меня такие эмоции. Мне не верят и смотрят как на какого-то чудака. Они не могут понять, как вообще это может быть связано – их переезд из деревни сюда и гибель России. Им кажется, что я сочиняю какие-то сказки.
Махнув рукой на бесполезную затею донести мысль, я иду дальше. Спускаюсь с насыпи железной дороги на прибрежную песчаную косу – так, что скалистая дамба становится видна мне сбоку. И я вдруг с изумлением вижу на боковой стороне дамбы чёрно-белые росписи в стиле, близком к граффити, но только росписи эти – на православные темы. Я вижу Иисуса Христа, Деву Марию и святых, но только они изображены в очень странной манере – с резкими чертами лица, со злыми глазами, как на советских антицерковных карикатурах.
Я удивлённо рассматриваю их и спрашиваю про себя: кто это нарисовал? И почему у святых и Христа такие злые лица? И мне неизвестно откуда приходит ответ:
«Это резервисты. Так в культуроведении называют реликтовое, иссякающее течение какого-либо стиля, жанра или направления в искусстве. Это те, кто из последних сил пытаются сохранить (reservare (лат.)) память о течении, которое когда-то было великим и широкораспространённым. Резервисты в данном случае – это последние православные художники, которые рисуют нелегально, подпольно; рисуют где придётся, тайком, в труднодоступных местах – ибо православная церковь в СССР запрещена, а, следовательно, и православное искусство тоже. Резервисты рисуют очень схематично, в их манере нет ничего творческого, они просто из раза в раз копируют одни и те же реликтовые образцы, подобно тому, как дети копируют в свои тетрадки типичные изображения персонажей японских мультиков – с теми же лицами, в тех же позах, как они представлены на обложках комиксов. Резервисты просто копируют более ранние образцы, которым их научили их учителя. У них единственная цель – «сохранить Наследие Прошлого», которое для них является самоценностью, и они даже не задумываются, для чего его сохранять и каковы его смысл и содержание».
У меня неожиданная мысль:
«Вот уж точно – наследие! От «наследить»! Какое точное слово!»
«Да, - продолжает голос, - так и получается. Эти люди ощущают потребность просто сделать как можно больше копий, побольше наследить вокруг памятью о своей умирающей культуре, чтобы она не исчезла совсем. А злые лица у святых потому, что в рисунки – совершенно незаметно для их авторов! – просачивается та Горечь, которую художники несут в своём сердце. Горечь об утрате этой культуры. Парадоксально, но факт. Сами резервисты не замечают, что у их святых злые лица – им они кажутся возвышенными, величественными, грозными, могущественными… Так они видят их сами – внутри их круга, которые все испытывают эту Горечь утраты Наследия. Но всем людям со стороны их рисунки кажутся жутковатыми и вызывают ощущение «тёмных веков» и «церковного мракобесия» и только усиливают желание уничтожить и навсегда забыть о таком тёмном прошлом и таком наследии. Хотя на самом деле прошлое абсолютно не было таким мрачным, оно становится таким именно в устах и под пером тех людей, которые испытывают горечь его утраты. И чем больше эта горечь и чем истеричнее жажда сохранить «наследие», тем больше от них шарахаются обычные люди».
Я начинаю думать обо всём этом, и мне сразу же приходят в голову славяне-инглинги с их суровыми, холодными и бездушными лицами богов на картинах, а также современные православные с их вечным нытьём и тоской о погрязшем в грехе мире: «грех!», «Бог накажет!»
А ещё – современные оплакиватели Советской Эпохи, хлипкие старички-коммунисты на митингах, «старпёры», язвительные, обидчивые, злобные и бессильные, вызывающие у молодёжи только отвращение к «совкам»… А еще… А ещё – вечно плачущие интеллигенты в очках, так же, как и я только что, плачущие о гибели России и засилье Запада, об уходе людей с земли, о гибели русской культуры… И экопоселенцы-анастасиевцы, пытающиеся принудить горожан переезжать на поля, в «светлое будущее».
Во всех них живёт Горечь. Они живут только ради спасения прошлого, которое окрашивается от их эмоций во всё более и более чёрные краски.
На этом сон обрывается, и я просыпаюсь.
Продолжение скоро!
Автор: @desperados
Редактор и публикация: @ladyzarulem
Дизайн: @sxiii
Уважаемые блогеры! Если вы хотите опубликовать на страницах нашего сообщества свои художественные или публицистические произведения, пожалуйста, познакомьтесь с правилами подачи текстов, опубликованными здесь.
Если вы сами не пишете прозу, но читаете, и вам попались интересный рассказ или повесть — подскажите, пожалуйста, новичку, что он может публиковаться в нашем сообществе.